Учить себя самого – благородное дело, но еще благороднее – учить других
№57
(Мастер-класс)
Илшат ВАЛИУЛЛИН,
учитель географии высшей квалификационной категории Азбабинской средней школы Апастовского района, победитель гранта «Учитель-наставник» 2016 года
Что мне делать? Что мне делать? Я заблудился! Опять у меня ничего не получается. Никто не помогает найти мне дорогу. Но почему так бывает? Стараешься, стараешься, учишься, учишься, выдумываешь разные пути… И ничего не получается. Совсем несчастный я Незнайка.
Люди добрые, помогите мне сориентироваться. Дайте ключ к знаниям. Как мне найти дорогу в Страну знаний? К кому мне обратиться?
Ответ с аудитории. Обратиться Вам надо к самому главному человеку Волшебной страны знаний – к Учителю. (Меняет шляпу.) Спасибо! Спасибо!
Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! А вот и я учитель географии Апастовского района – Илшат Гусманович Валиуллин.
Я открою перед вами
Знанья светлого пути.
И пойдете Вы не сами –
Вместе будем мы идти.
По неведомым дорожкам
В мир неведомых чудес
Будет трудно нам немножко,
Но у нас ключ знаний есть.
Он любую дверь откроет
В мир познания пригласит.
Я, как учитель географии, считаю, что в условиях модернизации процесса обучения в XXI веке – географическое образование становится средством подготовки учащихся к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков.
Сегодня я вам продемонстрирую, как знание географии помогает найти выход из самой непредвиденной ситуации и покажу как ориентироваться на местности.
Каждый из нас в повседневной жизни может оказаться в экстремальной ситуации. Например, заблудиться в лесу, потерять дорогу в ненастную погоду, оказаться в незнакомой местности и т.д.
Правильно сориентироваться на незнакомой местности поможет не только умение читать карту, но и способность понимать значение природных примет.
Для проведения практических заданий приглашаю несколько участников.
– Уважаемые коллеги, вспомним, что такое ориентирование?
– Ориентирование – это умение находить стороны горизонта. А также в каком направлении от человека находится предмет или населенный пункт.
– Какие способы ориентирования на местности вам знакомы?
– Существуют различные способы ориентирования на местности:
• по солнцу;
• с помощью компаса;
• по звездам;
• с помощью солнца и часов;
• плану местности;
• по местным признакам;
С ориентированием по местным признакам познакомимся подробнее. Для всех способов есть общие действия. Какие? Сначала определяют, где север, а затем все остальные стороны горизонта. (Учитель показывает.)
А какие местные признаки позволяют нам определить стороны горизонта?
– муравейник;
– опушка леса;
– мох на деревьях;
– снег на крыше;
– овраг;
– пень;
– отдельно стоящее дерево;
– религиозные атрибуты;
– комки снега;
После определения севера, если встать лицом на север, напротив будет юг, справа – восток, слева – запад.
Учитель. А как мы можем определить, сидя в кабинете, где находится север?
Ученики. С помощью компаса.
Учитель. Теперь определим, где север. Для этого поставим компас на горизонтальную поверхность и совместим стрелку компаса с буквой С или N.
Зная север, легко определить остальные стороны горизонта.
Для этого нужно встать лицом к северу, напротив, т.е. сзади будет юг, справа – восток, слева – запад.
Учитель (показывает руками стороны горизонты).
Ученики (встают повторяют действие учителя).
Учитель. Замечательно. На схемах поставим главные стороны горизонта и промежуточные, где северная сторона уже определена. Проверим.
Теперь попробуем определить в каком направлении находится ваш район относительно г. Казани. Для этого обратимся к административной карте Татарстана и на схеме обозначим направление вашего района.
Ребята, обращаясь к своим схемам, попробуем показать свой район с места. (Указать направление.)
Завершая свой мастер-класс я хочу поблагодарить всех за активное участие и подарить буклет. Желаю, где бы вы не находились, куда бы вы не направлялись, пусть всегда вашим ориентиром служит наш родной дом, Татарстан, столица республики – Казань. Для меня ориентиром служит мой любимый Апастовский район. Хочу вам подарить песню про свою родную деревню и родной край. (Исполняет песню.)
(Надевает шляпу Незнайки и широко улыбаясь.) Учить себя самого – благородное дело! (Надевает шляпу магистра, уже серьезно.) Но еще более благороднее – учить других. (Выразительно, с интонацией.)
Учитель – высокое слово!
Стремлениям нашим под стать.
Идём на урок мы, чтоб снова и снова
Нелёгкий экзамен держать
На право учить и дерзать!