Учись дружить!
№ 100
(Урок литературного чтения во II классе)
Надежда ОПАЛЬКО,
учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №10 г. Зеленодольска
Цели. Способствовать углубленному осмыслению понятия дружба, друг, осознании своих обязанностей перед друзьями. Расширение представления о дружбе через анализ художественных произведений.
Задачи:
– способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу;
– с помощью объясняющих вопросов стимулировать мысленную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Оборудование. Компьютер, проектор, презентация, карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой на деятельность.
– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке. У меня сегодня прекрасное настроение. Смотря на ваши лица, я поняла, что у вас тоже замечательное настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.
II. Актуализация знаний
– Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. (Показ видеоролика.)
– Что значит дружить?
– Что такое дружба?
– Кого мы считаем друзьями?
– Что помогает, а что мешает дружбе?
Упражнение «Отражение.
– Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
Превратитесь в: …
Сердитого льва.
Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.
Печального и грустного козлёночка.
Радостную мартышку.
– Кого из зверей было приятнее изображать? Почему? (Ответы детей.)
– Конечно, улыбаться было приятней.
– Мы говорили с вами о животных, а как же у людей. С кем из них вы хотели бы пообщаться? (Ответы детей.)
– Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.
III. Изучение новой темы.
– Мы с вами будем сегодня говорить о дружбе.
Посмотрите, я на урок принесла толковый словарь С.Ожегова. Здесь собрано 57000 слов и дано толкование значения каждого слова. Давайте обратимся к нему и посмотрим, что обозначает слово «друг», «дружба»:
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Ребята, а кого можно назвать другом? Кто для вас является другом?
Ответы детей:
– Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать.
– Мама, которая поможет в трудную минуту.
– Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно.
– В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.
Физкультминутка
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали
И к груди своей прижали,
С этим лучиком в груди,
Ты на мир добрей гляди.
IV. Работа в группах
– Сейчас мы разделимся на две группы и поиграем в слова. Я вам раздаю карточки с разными словами. Первая группа отбирает слова, которые способствуют дружбе, а вторая – которые мешают дружбе.
Карточки со словами: понимание, общие интересы, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, предательство, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность, ложь, эгоизм.
– Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом, а какие качества нужно из себя выводить.
V. Литературная страничка
– Каким должен быть, а каким – не должен быть друг?
(Чтение стихотворения А.Барто «Требуется друг».)
Все живут, не тужат –
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки,
И характер кроткий.
Я шепчу: дружи со мной,
Мы же одногодки!
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу – а ты со мной
Подружись хоть на день,
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы –
Говорят: молчала бы!
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг.
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
– Почему девочке так и не удалось ни с кем подружиться? Для чего ей потребовался друг? (Ответы детей.)
Электронная выставка книг о дружбе (Л.Толстой «Лев и собачка», рассказы В.Осеевой, В.Драгунского, Е. Пермяк «Надежный человек», стихи А.Барто, Б.Заходера).
VI. Творческая работа. Составление синквейна
Синквейн, стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее своеобразное строение.
1-я строка – тема синквейна. 1 существительное в начальной форме.
2-я строка – характерные признаки предмета (2 прилагательных).
3-я строка – характерные действия предмета (3 глагола).
4-я строка – что думает автор (фраза из четырёх слов).
5-я строка – 1 слово. Синоним слову данной темы.
Примерный синквейн
Дружба.
Настоящая, верная, крепкая, взаимная.
Выручает, помогает, понимает, доверяет, уважает.
Он в беде не бросит.
Дружелюбие, мир, согласие.
VII. Определение основных законов дружбы
– Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. (Учащиеся знакомятся с законами дружбы по презентации.)
Основные законы дружбы:
– Один за всех, и все за одного.
– Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
– Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
– Радуйтесь вместе с друзьями.
– В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
– Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно!
VIII. Подведение итогов
– Сегодня на уроке мы говорили о настоящих друзьях, о дружбе, о том, как надо дружить, чтобы сохранить ее. А для этого нам надо учиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда заботится о товарищах, придет им на помощь, постарается сделать для друзей что-нибудь хорошее. И если вы научитесь дружить, тогда у вас будет много хороших и верных друзей, которые вас всегда поймут, никогда не обидят, поиграют с вами и выслушают.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Читайте книги о дружбе. Удачи всем в поисках настоящего друга!