Творчество, длиною жизнь
№128
(Проектная работа посвященная 90-летию со дня рождения татарского писателя Аяза Гилязева)
Чулпан НАЗМУТДИНОВА,
преподаватель татарского языка и литературы Сармановского аграрного колледжа
“Неоценима высока воспитательная сторона произведений Аяза Гилязева. Его творческое наследие – произведения, написанные о духовном богатстве татарского народа, о национальных особенностях исторического прошлого и настоящего. Им возложена огромная миссия: донести до будущих поколений образ жизни людей нашего времени. Жить любовью и уважением к его произведениям – это ещё один шаг к духовному обогащению”.
М. Ш. Шаймиев.
Паспорт проектной работы
Наименование проекта | “Творчество, длиною жизнь” |
Руководитель проекта | Преподаватель татарского языка и литературы ГАПОУ “Сармановский аграрный колледж” Назмутдинова Чулпан Мунировна |
Участники проекта | Студенты ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» |
Стратегическая цель ПОО, являющаяся основанием для инициации проекта | Стратегическая цель ПОО: «Формирование профессиональной и социальной компетентности – залог повышения конкурентоспособности выпускника на современном рынке труда»
Стратегическая цель общеобразовательного цикла: «Воспитание разносторонне развитой личности с активной гражданской позицией, способной к самореализации и активно влиять на социально-экономические и культурные перемены современности» |
Обоснование необходимости проекта | В современных условиях становления новых стереотипов духовных ценностей и восприятия общественных критериев, воспитание духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями становится жизненной и общественной необходимостью. Обществу не безразлично, каким будет подрастающее поколение, каких жизненных принципов и общественно-гражданских критериев будет придерживаться. Татарская литература, огромное творческое наследие татарского народа, созданные по принципу реализма играют важную роль в этом отношении. Творчество татарского писателя Аяза Гилязева в данной плеяде стоит особняком. Как нельзя лучше сказал о творчестве А. Гилязева М. Ш. Шаймиев: «Неоценима высока воспитательная сторона произведений Аяза Гилязева. …Жить любовью и уважением к его произведениям – это ещё один шаг к духовному обогащению».
Разработка данного творческого проекта по внеклассной деятельности обусловлена с более подробным изучением творческого наследия писателя, желанием проникновения в их глубокий смысл и в связи с 90-летием со дня рождения. Мы осуществили это своеобразным погружением в жизнь той эпохи и созданных пером писателя произведений, их героев, в сложный творческий путь самого автора. |
Цель (цели) проекта | Воспитание интереса, уважения к татарской литературе и творческому наследию Аяза Гилязева, как одного из самых ярких представителей татарской прозы, через изучение и переосмысление его произведений и творческого пути. |
Задачи проекта | — Познакомить студентов с жизнью и творчеством Аяза Гилязева;
— развивать творческие способности студентов, их познавательную активность; — формировать поисково-исследовательские умения и навыки; — формировать коммуникативные навыки общения в разных ситуациях, умение работать в команде; — воспитывать у студентов любовь к татарской литературе; — воспитывать у студентов желания к изучению творческого наследия Аяза Гилязева; — развивать сценические навыки; — воспитывать любовь к родной земле; — формирование эстетического вкуса; -привлечь к работе над проектом как можно большее количество обучающихся и студентов; — научить студентов к ведению самостоятельной творческой работы |
Результат
(результаты) проекта |
— Желаемый неподдельный интерес к татарской литературе, конкретно, в рамках творческого проекта, к творческому наследию Аяза Гилязева;
— активность студентов; — сформированность умений и навыков поисково-исследовательской и творческой работы; — выполнение каждой группой творческих заданий в качественно хорошем уровне; — создание информационного банка по творческому наследию Аяза Гилязева на основе выполненных творческих заданий; — участие в Республиканской научно-исследовательской конференции «Чтения А. Гилязева»; — посещение выставки, посвященной 90-летию А. Гилязева, в Национальном музее РТ; — творческий вечер, посвященный 90-летию писателя; — научно-практическая конференция на основе собранных материалов и выполненных творческих заданий; — реализованность всех заранее поставленных целей и задач |
Критерии успеха проекта | — Совместная разработка каждого элемента творческого проекта, в том числе, и творческих заданий;
— умелая организация работ в рабочих группах по организации творческих заданий; — активность обучающихся и студентов; — заинтересованность дирекции учебного заведения в реализации данного проекта; — обеспечение автотранспортными средствами для выездных заданий и в Национальный музей РТ; — помощь методического совета учебного заведения, муниципальной и колледжной библиотек, музея Великой Отечественной войны и краеведения Сармановского муниципального района; — личная помощь Дамира Хайрулловича Гарифуллина, как друга и земляка, творческого соратника А. Гилязева; — обеспеченность техническими средствами (фотоаппарат, видеокамера, мультимедийная установка) |
Период реализации проекта
|
I этап – подготовительный
Деятельность педагога — составление плана работы над проектом;- подбор методической, документально-публицистической и художественной литературы; — составление творческих заданий по рабочим группам студентов; — работа над научно-исследовательской работой совместно со студентом для участия в Республиканской научно-практической конференции; — подготовка к Круглому столу с выступлением «Тропинками родной земли» («Туган җирем сукмаклары буйлап»); — ведение переговоров с сотрудниками музеев для посещения выставок в рамках данного проекта; — обсуждение с Гарифуллиным Д. Х. тему, время и место встречи и совместной работы со студентами
Деятельность студентов — творческо-исследовательскаядеятельность; — научно-исследовательская деятельность; — посещение выставки
II этап – основной Совместная деятельность — проведение мероприятия“Якты эзле гомер” (“Жизнь, наполненная светом”), посвященного 90-летию со дня рождения Аяза Гилязева; — участие в Республиканской научно-исследовательской конференции «Чтения Аяза Гилязева»; — участие в Круглом столе с выступлением «Тропинками родной земли» («Туган җирем сукмаклары буйлап») в рамках Республиканской научно-практической конференции «Чтения Аяза Гилязева»; -постановка на сцене колледжа пьесы«Өч аршын җир» по одноименной повести А. Гилязева; — творческий вечер с участием Д. Х. Гарифуллина и других творческих личностей Сармановского муниципального района; — завершение творческих заданий рабочей группой студентов и подготовка к научно-практической конференции
III этап – заключительный Совместная деятельность -Научно-практическая конференция по итогам и результатам проделанной работы; — награждение победителей и активных участников проекта Грамотами и Благодарственными письмами дирекции учебного заведения |
Риски реализации проекта | — Низкий уровень заинтересованности студентов национальной культурой, татарской литературой и творческой интеллигенцией;
— отсутствие читательской активности; — недостаточный уровень знаний, умений и навыков поисково-исследовательской, научно-исследовательской и творческой деятельности у студентов; — проблемы с транспортным обеспечением и финансовой поддержкой |
Предложения по устранению рисков | — Создать условия и микроклимат, способствующих развитию у студентов интереса к родной литературе;
— привлечь как можно большее количество обучающихся и студентов к внеклассным мероприятиям по татарской культуре и литературе, путем изучения их интересов, желаний и потребностей; — заранее разработать пошаговую программу реализации проекта совместно с научно-методической частью и утверждать руководителем учебного заведения; — при отсутствии транспортных средств, подготовить запасной вариант: договориться с Отделами образования и культуры Сармановского муниципального района и частными лицами; — заранее подготовить смету расходов и обосновать возможные затраты |
Взаимосвязь с другими проектами | — Выставка «Заинские жемчужины» (“Зәй энҗеләре”) в Национальном музее Республики Татарстан (организация экскурсии студентов-участников проекта);
— читательская конференция “Кеше күңеленә юл салып” в с. Муслюмово (участие); — Республиканская научно-исследовательская конференция «Чтения Аяза Гилязева» (участие); — Круглый стол в рамках Республиканской научно-исследовательская конференции «Чтения Аяза Гилязева» (участие с выступлением «Тропинками родной земли» («Туган җирем сукмаклары буйлап») |