Тропинка к здоровью

 

(Внеурочное занятие)

Наталья МЯСНИКОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №113 им. Героя России М.Р.Ахметшина г. Казани

Цели:

настроить детей на здоровый образ жизни;

– вызывать интерес к вопросам здоровья;

– подвести к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они, дети, ответственны за состояние своего организма, что здоровье зависит от них самих; чтобы сберечь его надо следить за чистотой, быть аккуратным; – расширять знания детей о правилах гигиены.

Ход занятия

  1. I. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы собрались, чтобы провести наше занятие в  «Стране Здоровячков».
– В этой стране есть много докторов, которые дарят здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы узнаем.
– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух)
– Вот вам первый доктор – Свежий Воздух.
– А без чего засохли бы деревья, кусты, цветы и мы не смогли бы жить?
– Вот вам другой доктор – Доктор Вода.

«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!»

– Природа подарила людям ещё и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка, доктора Здоровая Пища, доктора Отдых. Они подсказывают нам, как правильно питаться, отдыхать, иметь красивую фигуру.
– И ещё есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.
– Будем с ними дружить? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода.
– Откуда воду для питья берут люди, когда они дома? На улице? В школе?
– Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью?
– Где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая? В каком состоянии может быть вода? Чтобы узнать это отгадайте загадки.

  1. II. Отгадывание загадок
  2. Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (Дождь)

  1. Мимо сосен и берёз

Лесом ходит Дед Мороз.

Голый, сонный лес зимой

Он украсит бахромой.

Это что за бахрома?

Угадайте, детвора! (Иней)

  1. Ты в летний полдень, в тишь и в зной

Их не увидишь над собой.

А иногда белы как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака)

  1. Что за страшный звездопад:

Звёзды белые летят?

Покружатся, а потом

Устилают сад ковром. (Снег)

  1. Что за хрупкое стекло

Вдруг на лужицу легло?

Солнце в полдень припекло –

Где же в лужице стекло? (Лёд)

  1. Не река, не море тут
    И не рукотворный пруд.

В нём студеная вода:

Что не мчится никуда. (Озеро)

  1. Из-за камня он пробился,

Здесь под камнем он родился, –

Всё торопится, бежит:

Он к большой реке спешит. (Ручей)

  1. Над рекою пелена

Вечерочком и с утра. (Туман)

  1. По дорожкам прыг да скок

Скачет ледяной горох.

Принесло его с дождём.

Мы его совсем не ждём. (Град)

  1. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река).

– Почему облако, иней, снег, град, лёд, туман связывают с понятием «вода»?

III. Беседа по теме

— А для чего ещё нам нужна вода? Давайте отправимся за советами к доктору Вода.

В путь-дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся!

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто!

Так опрятны, аккуратны,

Что смотреть на нас приятно.

– Почему плохо быть грязнулей?

Сказка о микробах.

Жили- были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: « Как хорошо, что есть на свете грязнули и мухи».

И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

– Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

– Что помогает нам победить микробов? (Вода)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

Советы доктора Воды.

– Давайте послушаем советы доктора Воды, чтобы не заболеть разными болезнями.

  1. Раз в неделю мойся основательно.
  2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  3. Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, после посещения туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
    5. Ежедневно проветривай комнату и делай влажную уборку.

– Если вы будете следовать всем этим советам, с вами не произойдёт такого случая.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Закричал: «Какой позор!»

  1. IV. Отгадывание загадок

– А какие вещи вместе с водой нам помогают бороться с микробами вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Гладко, душисто,

Моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было

Что это такое? (Мыло)

  1. Костяная спинка,

На брюшке щетинка.

По частоколу попрыгала

Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)

  1. В ванной комнате висит, болтается,

За него всяк хватается.(Полотенце)

  1. Хожу – брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расчёска)

– Итак, чем же мы пользуемся каждый день, чтобы быть чистыми и аккуратными?

  1. V. Вредные советы

– Но бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» – они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» – они лезут. Для таких детей придуманы вредные советы.

Ох, чистюля наша кошка,

Лижет лапки, лижет хвостик.

Только выйдет погулять,

Смотришь грязная опять.

Хоть я вовсе не котёнок,

А сознательный ребёнок,

Утром вымыл, как всегда,

Руки, уши и глаза.

А под вечер всё опять

Надо с мылом оттирать.

Только вымоешь лицо –

Смотришь грязное оно.

Постоянно всё пылится.

Так зачем нам долго мыться?

Лучше в парке погулять

Или танк нарисовать,

Или съесть кусочек пицци.

Ну, зачем мне снова мыться?

Нет, ребята, не старайтесь,

Часто так не умывайтесь.

– Вы согласны с таким советом?

– Другие вредные советы вы можете прочитать в книге Г. Остера.

  1. VI. Чтение по ролям стихотворения А.Барто

(Выходят чумазая девочка, а за ней мыло)

Девочка.

Пусти меня!

Что тебе нужно от меня?

Мыло.

Ах, ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях дорожки.

Девочка.

Я на солнышке лежала

Руки кверху я держала –

Вот они и загорели.

Мыло.

Ах, ты, девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопчённый.

Девочка.

Я на солнышке лежала,

Нос я кверху держала –

Вот он и загорел.

Мыло.

Ой ли, так ли?

Отмоем всё до капли.

Пойдём-ка к доктору Воде.

(Мыло ведёт девочку к доктору Воде, моет её)

Ученик.

Громко девочка кричала

Как увидела мочалку.

Царапалась как кошка.

Девочка.

Не трогайте ладошки,

Они не будут белые –

же загорелые.

Мыло.

А ладошки-то отмылись!

Ученик.

Оттирали мылом нос.

Разобиделась до слёз.

Девочка.

Ой, мой бедный носик

Мыла не выносит!

Он не будет белый –

Он же загорелый!

Мыло. А носик-то отмылся!

– Ребята, что же за загар был у девочки? Я думаю, что после сегодняшнего занятия никто из вас не будет похож на эту девочку. Все будут помнить советы доктора Воды. Помните о том, что чистота – залог здоровья! Не зря же люди придумали много пословиц и поговорок о чистоте. Послушайте их.

VII. Пословицы и поговорки о чистоте

Мойте руки перед едой – будете здоровы!

Кто аккуратен, тот людям приятен!

Чистота – лучшая красота!

Чистая вода – для хворобы беда!

Чаще мойся – воды не бойся!

Будь аккуратен, забудь про лень, чисти зубы каждый день!

VIII. Итог занятия

– Советы какого доктора мы сегодня слушали?
– Кто запомнил эти советы?
– Давайте заучим такие слова и будем их всегда помнить.

От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.