Тимербай приглашает в гости

(Интегрированное занятие по обучению татарского языка для старшей группы)

Рузиля ФАХРИЕВА,

воспитатель I квалификационой категории детского сада № 69 г. Казани

Цели:

– закрепление пройденного лексического материала по теме «Одежда»;

– познакомить детей старшего дошкольного возраста с разновидностями татарского орнамента, его особенностями, закрепить знания детей о национальном костюме татарского народа.

Задачи:

образовательные:

– познакомить детей с татарской национальной одеждой;

– познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента;

развивающие:

– развивать творческие способности, чувство цвета и композиции, умение составлять узор при помощи трафарета;

– развивать словарный запас детей: тюбетейка, калфак, камзол;

– совершенствовать технические умения и навыки работы красками;

воспитательные:

– воспитывать патриотические чувства к родному краю, уважение к национальным традициям другого народа;

– воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы: наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры. проектор, ноутбук, демонстрационный и раздаточный материал, презентация, игрушки Мияу и Акбай.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель. Исәнмесез, кадерле балалар.!

Дети. Исәнмесез, Рузилә Әхмәтгәрәевна!

Воспитатель. Хәерле иртә, балалар! Ребята, давайте улыбнемся друг-другу и пожелаем доброе утро на татарском языке.

Дети.

Хәерле иртә  миңа!

Хәерле иртә сиңа!

Хәерле иртә безгә!

Воспитатель. Сегодня у меня очень хорошее настроение, а настроение у меня поднялось, когда я нарисовала вот такие узоры.  Возьмите кусочек моего настроения. (Каждому ребенку приклеивается разноцветный элемент татарского орнамента вырезанного из самоклеющей бумаги.) Сегодня у нас необычное занятие. Мы идем на «мастер-класс»

  1. Основная часть

(Стук в дверь, заходят Акбай и Мияу.)

– Исәнмесез, балалар!

– Исәнме, Акбай!

– Исәнме, Мияу!

Воспитатель. Балалар, Акбай и Мияу получили письмо от мальчика Тимербая. Давайте вместе прочитаем, что там написано.

“Исәнмесез, Акбай Һәм Мияу!Я вас приглашаю в гости на “Мастер-класс”. Дорога дальная с заданиями. Чтобы скучно не было можете пригласить своих друзей”.

Воспитатель. Балалар, поможем нашим друзьям?

Дети. Әйе!

Воспитатель. Балалар, прежде чем куда-то ехать, нам нужно нарядиться. Для этого нам понадобятся красивые наряды. Красивые наряды у нас продаются в магазине «Одежда». Как будет одежда по-татарски, кто мне скажет?

Дети. Киемнәр.

  1. Сюжетно-ролевая игра “Магазин одежды”

Воспитатель. Вот мы пришли.

1-й ребенок. Исәнмесез!

2-й ребенок. Исәнмесез!

1-й ребенок. Хәлләр ничек?

2-й ребенок. Әйбәт, рәхмәт!

1 ребенок. Нәрсә кирәк?

2 ребенок. Күлмәк.

1 ребенок. Нинди күлмәк?

2 ребенок. Кызыл күлмәк.

1 ребенок. Ничә күлмәк?

2 ребенок. Бер күлмәк.

1 ребенок. 4 сум.

2 ребенок. 1, 2, 3, 4 5. (Чалбар, күлмәк, футболка)

– Булдырдыгыз, балалар! Теперь мы можем отправиться в путешествие с нашими друзьями. (Ребята садятся на стульчики расположенных по краям зала ввиде автобуса.)

Воспитатель. Балалар,давайте, чтобы нам было веселее мы споем песенку.

Мин барам, барам, барам.

Кунакка барам, барам…

Воспитатель. Вот и первая наша остановка.

1-я остановка – «Цветочная поляна»

(Сидит бабочка, плачет.)

Воспитатель. Балалар, давайте подойдем поближе и спросим почему бабочка плачет.

Дети. Бабочка, ты почему плачешь?

Бабочка. Как мне не плакать, я так хорошо здесь летала, собирала нектар из разноцветных цветков. Подул сильный ветер и перепутал все лепестки.

Воспитатель. Балалар, давайте мы поможем бабочки собрать цветочкам лепестки. Сначала мы с вами повторим цвета на татарском. Для этого каждый, обратите внимание на свои наклейки, которые я вам приклеивала. (Каждый ребенок озвучивает свой цвет наклейки на татарском. Таким образом дети разделяются на 4 команды и собирают цветы по цветам.)

– Желтый-сары.

– Красный-кызыл.

– Синий-зәңгәр.

– Зеленый-яшел.

Бабочка. Рәхмәт, балалар! Вы мне очень помогли.

Воспитатель. Балалар, продолжаем наш путь.

2-я остановка – «Музыкальная»

Воспитатель. Ребята, следующая остановка – музыкальная, будем петь и танцевать. Давайте поиграем в игру «Тюбетейка». (Звучит татарская народная музыка. Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком останется, то выполняет задание.)

3-я остановка – «Национальный музей»

Воспитатель. Балалар, внимание на экран!

Презентация на тему «Национальная одежда татарского народа»

Воспитатель. Вот и Тимербай нас встречает, давайте с ним здороваемся.

– Исәнме, Тимербай!

– Исәнмесез, балалар!

Воспитатель. Балалар, давайте с Тимербаем поиграем игру.

Физминутка

Игра «Тимербай»

(Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.)

Пять детей у Тимербая

Дружно весело играют.

В речке быстро искупались

Нашалились, наплескались

Хорошенечко отмылись.

Ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер побежали

Друг на друга поглядели

И сделали вот так.

(С последними словами водящий показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.)

Воспитатель. Вот и поиграли, а теперь нам надо за работу. Тимербай нам приготовил очень интересный мастер-класс .

Подготовительный этап – изготовление шаблонов

  1. Распечатываем и вырезаем шаблон.
  2. Укладываем абсолютно все части вырезанных шаблонов на лист.

Разложить шаблоны на листе основы.

  1. Разбавляем нужные нам цвета гуаши водой.
  2. Набираем нужную краску на щетку, не забываем стряхнуть лишнюю воду, иначе будут кляксы.
  3. Располагаем линейку над тем полем, где должно быть окрашено, держим линейку строго параллельно листу.

Стряхнуть щетку и расположить линейки над полем

  1. Водим щеткой по линейке в направлении от себя.

Краска распределяется по линейке равномерно, образует красивые разноцветные брызги.

Внимание. Самое главное – не забывать стряхивать щетку и промывать её и линейку при смене цвета гуаши.

  1. Постепенно снимаем шаблоны и меняем цвета.
  2. Заключительный этап. Снимаем все шаблоны и получаем готовую работу.

Воспитатель. Булдырдыгыз, балалар. Очень красивые тюбетейки у нас получились.