Теоретические уроки по физической культуре в общеобразовательной школе

Алиса ХАЛИУЛЛИНА,

учитель физической культуры средней школы №15 г. Казани

Физическое воспитание школьников их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома отражает целенаправленность школьного звена  российской системы физического воспитания. Развитие ученика осуществляется несколько на основе знаний, умений и навыков, сколько совершенствованием личности, обучением ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При организации работы с учащимися наиболее важен психологический процесс развили теоретического мышления.

Физкультурное образование в современном обществе должно не только заботится о физическом развитии человека, но и способствовать формированию интеллектуальной личности. Педагогический процесс физического воспитания школьников должен отвечать потребностям общества в подготовке здоровых, физически образованных учеников к жизнедеятельности.

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам как общие сведения о физическом движении и организации физического воспитания, гигиенические основы физического воспитания: теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию и т.д.

Давая теоретические знания по отдельны видам общей физической подготовки, учащиеся следует познакомиться с основами техники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в быт учащихся.

Методы сообщения теоретических знаний (урок, беседа, теоретические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливает учитель по физическому воспитанию.

Использование информационных технологий, основанных на применении компьютеров, средств телекоммуникаций, мультимедиа технологий, открывает перед учителем новые возможности.

Внедрение инновационных технологий в преподавание теоретических и практических уроков по физической культуре Иллюстративный материал с кратким пояснительным текстом позволяет в доступной форме усвоить наглядную информацию и успешно применять в учебно-воспитательном процессе, поэлементный показ техники двигательных действий по каждому разделу программы физического воспитания в образовательных учреждениях дает возможность понять ученику конечный результат движения, т.е. увидеть его в целостном поэтапном исполнении.

Основной акцент делается на осознанный подход к применению индивидуальных методик самосовершенствования и укрепления собственного здоровья за счет знаний, умений и навыков, полученных на теоретических уроках с использованием слайдов.

Уроки проводятся в компьютерном классе, где дается информация по теоретической части или в спортивном зале перед началом задания или изучением техники двигательного действия, учитель демонстрируется его с помощью мультимедийного проектора или показывает на компьютере. На уроках проводимых по контролю знаний предполагает наличие компьютера у каждого ученика. Основной цель научить учащихся самостоятельно самосовершенствовать и укреплять собственное здоровье за счет знаний, умений и навыков, полученных на уроках.

Нами созданы проекты теоретических уроках при использовании учебника «Мой друг – физкультура» учебник для учащихся 1 – 4 классов начальной школы под редакцией В.И.Лях, «Физическая культура» учебник для учащихся 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Е.Любомирского, Г.Б.Мейксона, В.И.Ляха, «Физическая культура» учебник для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха и др., «Физическая культура» учебное пособие для учащихся 1 – 11 кл. общеобразовательных учреждений, под редакцией Р.Х.Яруллина, Р.А.Абзалова и учебника «Методика обучения основным видам движений на уроке физической культуры в школе», под редакцией В.С.Кузнецова, Г.А.Колодницкий (библиотека учителя физической культуры) и программы «Основы олимпийских знаний); для учащихся 8 класса авторы В.С.Родиченко, А.Г.Асмолов, Л.Б.Кофман, В.В.Столобов.

Содержание учебников переложено на блок-слайды, предназначенных, как в помощь учителю для организации и проведения уроков теории и практических уроков по физической культуре, так и для учащихся в процессе самостоятельного изучения данных тем, для выполнения домашнего задания и подготовки к олимпиадам и экзаменам по физической культуре.

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное (практическое) и наглядно-образное мышление. Теоретическое мышление в данном возрасте развито слабо, поэтому теоретические уроки проводятся больше в игровой форме. Ученики рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выполняют физические упражнения, которые изображены на блок-слайдах, в ходе игры они приобщаются к миру движений, познают себя, тем самым осознают суть здорового образа жизни. Использование в работе иллюстрированных цветных юмористических рисунков помогает узнать о своем организме, о значении физических упражнений, о современных Олимпийских играх и т.д. [1, 4, 6].

В среднем возрасте большое значение занимают такие вопросы как значение физической культуры для всестороннего развития человека, история развития физической культуры и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. В 8 – 9 классах акцентируем внимание на морфофизиологических особенностях организма, тем самым прослеживаются межпредметные связи с анатомией и химией. Изменение строения мышечной ткани и опорно-двигательного аппарата под влиянием физических упражнений, отражено в слайдах с учетом возрастно-половых особенностей учащихся. Большое внимание в блок-слайдах отводится описанию упражнений для развития силы, выносливости, ловкости и скорости движений с учетом индивидуальных возможностей организма [1,6,7].

В старшем возрасте в основном темы направлены на выбор профессии, подготовку к будущей трудовой деятельности, организацию и проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также для успешной сдачи экзаменов по предмету «Физическая культура». Программно–методический комплекс имеется на CD-диске и используется учащимися для самостоятельного изучения некоторых тем, с использованием компьютера дома [1,6,8].

С помощью инновационных технологий теоретический урок провести более наглядно, используя илюстрации, видеоролики, слайды с фотографиями, применяя программу Macromedia Flash.

Применения психологических концепций в целом, теории и практики учебной деятельности на уроках физической культуры.  Способствует реализации и формированию у детей потребностей и мотивов к деятельности, развитию творческой личности, созданию соответствующих образцов мышления и вносит важный вклад в развитие индивида, повышает уровень самостоятельности, самоконтроля, самооценки и формирует осознанное отношение к укреплению здоровья.

Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий и систем во всех средах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и современной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.

При подготовке будущих специалистов по физической культуре необходимо в период обучения дать им практические навыки разработки электронных пособий. Совокупность всех разработок позволит будущему учителю вобрать необходимую информацию для работы в школе, а с приобретением педагогического опыта и мастерства даст возможность расширить и совершенствовать свой информационный ресурс. Использовать информационных технологий, основанных на применении компьютеров, средств телекоммуникаций, мультимедиа-технологий, открывает перед учителем и учащимися новые возможности в учебном процессе.

Данные «проекты теоретических уроков по физической культуре» апробирование на районном и республиканском и республиканском конкурсах.

Литература:

  1. Кузнецов В.С, Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. Весёлая физкультура: – М.: Просвещение, 1996.
  3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – ХI классов. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1 – 4 кл. нач. шк. 7-е изд. – М.; Просвещение, 2007.
  5. Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений» Физическое воспитание учащихся 1 – 11 классов. Под ред. Соболева Ю.М., Антонова М.П. – М.: Просвещение, 1996.
  6. Физическая культура: Учеб. пособие для учащихся сред. общеобразоват. учреждений/ Абзалов Р.А. – Казань: Магариф, 2005.
  7. Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. и др.; Физическая культура: Учеб. для учащихся 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
  8. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г. Б. и др. Физическая культура: Учеб. для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.; Просвещение, 1998.