Тематическая композиция «Зимний лес»
(Урок ИЗО в 1 классе)
Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Альшиховской средней школы Буинского района
Тема. Тематическая композиция «Зимний лес». Контрастные цветовые состояния зимнего леса. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели:
– развивать умение учащихся передавать состояние зимней природы;
– развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
– научиться правилам и последовательности выполнения композиции зимнего пейзажа;
– познакомить с терминами живопись и графика, различать технику выполнения.
Вид урока: комбинированный.
Задачи:
обучающие:
– закреплять знания детей о зиме, как о времени года;
– дать понятие о живописи и графике как технике рисования рисунка;
– формировать навыки по составлению композиции;
– развивать навыки работы гуашью в условиях урока;
– упражнять в комбинированной совершенствовании техники работы;
развивающие:
– развитие познавательной деятельности;
– развивать изобразительные способности и творческую активность;
воспитательные:
– воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного;
– приучать к самостоятельности и работе в паре;
– создать праздничный настрой на уроке.
Оборудование:
демонстрационный материал: видеоролик «Зимний лес», презентация к уроку, таблица поэтапного выполнения работы, образцы фона (подмалевка), репродукция картины И.Э.Грабаря «Зима», искусственная маленькая ёлочка с игрушками.
ИКТ: фотографии зимних пейзажей и репродукции картин И.И.Шишкина «Зима»; аудиозаписи песен; презентация на цифровом носителе.
Материал: ребристые карандаши, альбом, гуашь, стакан-непроливайка для воды, мягкие круглые кисти № 1, 3, клей, ножницы, тканевые салфетки.
Методы и приемы: объяснение, описание, наглядный метод, применение ИКТ (презентация), аудиозапись, практическая работа.
Предварительная работа: наблюдение за природой.
Ход урока
- I. Организационный момент, сообщение целей занятия
Учитель. Я рада видеть ваши красивые улыбки, веселые глаза, счастливые лица. Такое хорошее настроение поможет вам легко справиться со всеми заданиями на уроке.
- II. Беседа о зимнем лесе
Учитель. Наступило прекрасное, сказочное время года – зима. Ребята, а вы знаете, что зима как время года со снегами, холодами, метелями может быть не во всех странах мира? Например, в некоторых жарких странах мира вообще не бывает снега, и люди, живущие там, никогда снег не видели. А в какой стране мы живём, как она называется? Правильно, в России. Наша страна очень большая. И мы живём в таком прекрасном месте, что имеем возможность любоваться красотой природы во все времена года. Особенно красива зима. Ребята, вы были зимой в лесу? Какой он зимний лес? Какой цвет преобладает зимой? Мне очень понравилось одно высказывание: « Хоть мало красок у зимы, но взгляд не оторвать от красоты!»
– А теперь давайте посмотрим небольшой фрагмент про зимний лес. Прошу особенно обратить внимание на картину, которую вы увидите в этом ролике (из РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4051/main/189932/)
– Что вы увидели на картине? Кто её написал? Ребята, когда картины создают художники, то говорят, что они не нарисовали, а написали картину. Эту картину художник написал в технике графика – это когда изображение создаётся с помощью линий, штриховки и пятен.
III. Беседа о зимних пейзажах в творчестве художников
Учитель. Красота зимней природы всегда привлекала художников. Многие из них изображали ее на своих пейзажах. Вот ещё одна картина. Её автор И.Э.Грабарь, картина называется «Зима». В отличие от первой картины, она написана красками. Техника выполнения рисунка красками называется живопись. (Просмотр картины художника Грабаря.)
– Как вы считаете, смогли бы вы нарисовать зимний лес? Так что же мы будем рисовать на сегодняшнем уроке?
– Да, конечно трудно нам нарисовать так, как это умеют делать известные художники. Но мы сегодня научимся изображать деревья очень простым и легким способом.
- IV. Тонирование листа бумаги (подмалевок)
Учитель. Чтобы успеть всё сделать, нам придется на уроке работать парами, помогая друг другу.
– Для того чтобы картина была красивой, нам надо сделать подмалевок, сделать красивый фон для нашей картины. При этом мы вспомним навыки работы акварельными красками. Когда рисуют красками, то эта техника рисования называется живописью. Какой цвет выберете для получения вечернего фона леса? (Синий.) Этой работой займётся один ученик. А второй свой лист будет закрашивать в радужные светлые цвета. Какие цвета для этого будем использовать в своей работе? (Яркие краски.)
– Пока будут сохнуть основы для наших пейзажей, давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт и возьмите в руки карандаши для массажа. Вытяните руки вперед и покатайте карандаш между ладонями. То же самое подняв руки вверх. Повернитесь влево и покатайте карандаш по левой руке. То же самое вправо. Сядьте. Положите карандаши. Погладьте свои ладони и встряхните ими.
- V. Повторение приемов рисования дерева и ели. Рисование законченного пейзажа.
Учитель. А сейчас давайте вернемся к нашим картинам. Наши листы почти подсохли. Теперь радужный листок нужно будет разрезать на треугольники. А напарник по парте будет их приклеивать на листок с синим фоном. У нас почти получились деревья. Осталось только чёрным красками дорисовать стволы и ветки. Для этого будем использовать технику рисования графика. Так как наш лес сказочный, то и ветки у деревьев будут сказочные, необычные. Мы их нарисуем чёрным цветом тоненькой кисточкой.
– Для законченной картины дорисуем белым цветом снег в виде белых точек. (Рисунки вывешиваются на доску так, чтобы получилась большая общая картина зимнего леса.)
- VI. Рефлексия
Учитель. Ребята, у меня есть маленькая ёлочка. Хотите её нарядить игрушками? Эта ёлочка необычная. Её можно нарядить нашими знаниями и умениями, полученными на уроке. Для этого вам нужно будет ответить на вопросы.
– Что мы рисовали сегодня на уроке?
– Как называется техника рисования при помощи чёрточек, линий и пятен?
– Как называется техника рисования красками?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Что для вас оказалось трудным?
VII. Итог занятия
(Учитель благодарит детей, отмечает, что все постарались, как настоящие художники-пейзажисты, справились с поставленной задачей и создали неповторимые рисунки. Звучит звон колокольчика),(над лесом прикрепляется рисунок пролетающего на санях Деда Мороза.)
– Что за звук приближается к нашему лесу? Да это же Дед Мороз пролетает над нашим лесом на своих санях! Впереди весёлый праздник встречи Нового года! Вот Дед Мороз и торопится к вам на ёлку. А я хочу пожелать вам весело провести ёлку, хорошо отдохнуть на каникулах и пожелать всем крепкого здоровья. Спасибо за урок.