Техномир глазами ребенка
Айсина ГАБДРАХМАНОВА, Альбина АХТЯМОВА,
воспитатели детского сада №50 г. Казани
В настоящий момент в России созревает благодатная почва для развития робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, и самых передовых технологий. Современные технические средства стремительно входят и в дошкольное образование. Справиться с компьютером или гаджетом для наших детей не проблема. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по теме «Использование образовательного модуля «Робототехника» в интеллектуальном развитии дошкольника»
На протяжении 4-х лет мною реализуется проект «Техномир глазами ребенка». У дошкольников появляется возможность проявить интеллектуальные, творческие, конструктивные способности. Игровая форма деятельности дает возможность ребенку самореализоваться.
Данный проект:
– позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
– позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
– объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В процессе реализации проекта решаются следующие задачи:
образовательные:
– формирование пространственного и логического мышления;
– знакомство детей с основами механики, приобретение первого опыта программирования;
– развивать навыки и умения детей в конструктивно-модельной деятельности;
развивающие:
– способствовать развитию у детей логики, креативного мышления;
– формировать предпосылки универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и т.д.;
воспитательные: учить проявлять инициативу в творческом взаимодействие со сверстниками и, взрослыми, не боятся иметь и высказывать свое мнение.
Основная идея этого проекта заключается в использовании в образовательной деятельности конструкторов Полидрон, мини-роботов BEE BOT, робототехники LEGO WeDo 2/0.
Для реализации проекта создана в ДОУ предметно-развивающая среда, которая способствует формированию первоначальных технических навыков у дошкольников. Проект «Техномир глазами ребенка», реализуется в рамках в совместной работы с детьми, кружковой работы с соблюдением всех требований САН Пина.
Освоение навыков роботоконструирования с детьми дошкольного возраста происходит в 4 этапа:
1-й этап – «Новичок» (для детей 5 – 6 лет). Здесь дети знакомятся с возможностями моделирования, конструирования и инструкциями по сборке «умных» игрушек из конструктора Полидрон.
На 2-ом этапе работают с конструкторами LEGO WеDо с электронными элементами (датчики, моторы), изучают устройство механизмов. Затем учатся пользоваться блоками для программирования роботов и программируют с помощью их. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
3 этап– «Роботехник» (для детей 6 – 7 лет) предполагает совершенствование LEGO-конструирования. Дети творчески усовершенствуют предложенные разработчиками модели, создают и программируют модели с более сложным поведением. Если первая модель «Улитка» только светилась разноцветными огнями, то модели более высокого уровня выполняют множество сложных и разнообразных задач- например, робот Майло уже двигается и исследует пространство и выявляет предметы, «Самосвал- мусоровоз» выгружает мусор и сортирует его, двигаясь вперед и назад.
На заключительном этапе проекта юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, сценарии, задействуя в них свои модели. Для стимулирования творчества детей в детском саду организуются конкурсы, соревнования в игровой форме. Конкурс «Лего-мозаика», ЛЕГОГОРОД, блиц -викторина «Назови хозяина каждой детали».
На всех этапах работы предполагается, активное привлечение родителей к техническому творчеству. Родителей радует, что использование ОМ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых знаний, но и развить интеллектуальные, творческие, конструктивные способности.
Могу с гордостью сказать о том, что мои выпускники продолжают заниматься в кружках по робототехнике в гимназии №180 г. Казани, в кружке «Инженерная робототехника», в центрах детского творчества «Детская академия», «Импульс», занимают призовые места в конкурсах технической направленности.
Модуль Образования «Робототехника» имеет большие перспективы развития. А самое главное- создаются условия не только для развития интеллектуальных способностей дошкольника, но и расширения границ социализации ребёнка в обществе, развитию предпосылок инженерного мышления.