Технология «Геометрического кейса» в работе с детьми дошкольного возраста

 

Гелусе ГАФАРОВА, Евгения НАБИУЛЛИНА, Мунира ЖУКОВА,

воспитатели детского сада № 403 г. Казани

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности. Кейс-метод возник 1924 году в Бизнес школе Гарвардского университета. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3 – 4 года. Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

В своей в статье мы хотели поделиться опытом работы с детьми дошкольного возраста технологией «Геометрический кейс». Суть технологии в том, что геометрический кейс – «поле» для графического обсуждения темы, связанной с ознакомлением дошкольников с предметным, социальным и природным миром, вписанное в геометрическую форму (чаще всего круг или квадрат, реже многоугольник, ромб), разделенное через центр на несколько центров (по количеству детей или подгрупп). В центре в качестве символа дается отправная точка для обсуждения и выполнения задания детьми. Например, педагог предлагает детям сегодня поговорить о весне. Дети сидят вокруг стола перед ними лист ватмана или альбомный лист. Воспитатель задает детям наводящие вопросы о весне, можно перечислить приметы весны (тает снег, становиться тепло, т.к. с приходом весны солнце светит ярче и греет сильнее). Дети в центре листа рисуют солнце. Далее педагог вместе с детьми делит лист бумаги на столько частей, сколько человек будет рисовать. Дети сами проводят от центра (солнца) к себе линию (число линий зависит от количества детей). Далее каждый выбирает себе полянку на которой он будет рисовать. Далее педагог уточняет у детей какие месяцы весны они знают (март, апрель, май), дети лист бумаги делится на три круга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 реб
март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть у края ватмана около детей это будет месяц март. Тут мы изобразим то, что происходит с природой в марте.  Следующий кусочек – это апрель, далее ближе к солнцу май, там совсем тепло. Далее педагог вместе с детьми рисует признаки и приметы весны. При этом педагог проговаривает вместе с детьми признаки и приметы весны. Можно вспомнить стихи, пословицы, поговорки о весне. Ответы детей должны быть полными и верными. Например, приметы марта: тает снег, набухают почки на деревьях, начинается ледоход, появляются подснежники, просыпаются звери, 8 марта.  Аналогичная работа проводится и со следующими месяцами. Все эти приметы дети могут изобразить в своем поле для рисования. Вариантов работы с геометрическим кейсом может быть множество: например, индивидуальная, работа в паре, работа тройками, на любую тему.

Геометрический кейс, позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.