Технологии сбережения здоровья детей
№ 141
Миляуша АБДРАХМАНОВА,
воспитатель Семиозерского детского сада «Айгуль» пос.Шигали Высокогорского района
Здоровье является одной из важнейших ценностей человека. Сохранение и укрепление здоровья – задача, которую необходимо решать с самого детства в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [5] несколько раз отмечается необходимость укрепления здоровья детей.
Рассмотрим применение ключевых технологий сбережения здоровья на примере воспитательно-образовательного процесса в Семиозерском детском саду «Айгуль» (пос. Шигали Высокогорского района Республики Татарстан). В работе применяем следующие базовые технологии сбережения здоровья детей, которые отражены в основной образовательной программе детского сада [3].
1. Закаливание. Включает в себя обширное умывание после дневного сна (мытье рук до локтя), которое применяется с детьми дошкольных групп, а также ходьбу босиком и ношение облегченной одежды.
2. Профилактические технологии. В ежедневном режиме проводится витаминизация блюд, дважды в год витаминотерапия (осенью и весной), введение в рацион питания детей фитонцидов (лук, чеснок) в осенне-зимний период, ежедневное полоскание рта после еды.
3. Медицинские технологии. В течение года проводится мониторинг здоровья воспитанников, ежегодно проводятся плановые медицинские осмотры, а дважды в год – антропометрические измерения. В соответствии с возрастом детей проводятся профилактические прививки, организуется кварцевание в группах, проводится ежедневный контроль питания детей.
4. Физкультурно-оздоровительные технологии. Ежедневно проводится пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация, физкультурные упражнения, прогулки на свежем воздухе, корригирующие упражнения (улучшение осанки, профилактика плоскостопия).
5. Образовательные технологии. Детям прививаются культурно-гигиенические навыки, проводятся беседы о целесообразности и сущности здорового образа жизни.
В нашей дошкольной образовательной организации уделяется большое внимание разъяснительной работе с детьми для формирования у них ценностного отношения к здоровью. Проводим с детьми беседы о том, что нужно стараться не употреблять вредные продукты питания, прежде всего, это чипсы, сухарики, сладкая газированная вода, большое количество сладостей. Диагностика знаний и ценностных установок детей показывает, что дети осознанно подходят к выбору продуктов питания, учатся контролировать себя, не злоупотребляют продуктами, которые в большом количестве могут принести вред.
Следует отметить, что для комплексного и успешного применения технологий сбережения здоровья детей необходимо системное взаимодействие с родителями. В связи с этим, проводим беседы с родителями о необходимости контроля качества питания, демонстрации детям положительных примеров здорового образа жизни в семье. Также привлекаем родителей к совместному с детьми участию в спортивных праздниках, которые проводятся в образовательной организации.
Одной из важнейших технологий сбережения здоровья детей, которая применяется в нашей образовательной организации, являются подвижные игры. Это связано с тем, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, что подтверждается научными исследованиями знаменитых психологов Д.Б. Эльконина [8], А.Н. Леонтьева [2] и других. При организации подвижных игр учитываем, что Республика Татарстан является многонациональной, поэтому применяем подвижные народные игры русского, татарского, марийского и других народов, населяющих нашу республику. Это способствует не только физическому, но и познавательному, социально-коммуникативному, нравственному развитию детей. Также проводим спортивные национальные праздники и народные игры.
В нашей образовательной организации традиционно проводятся тематические недели для укрепления здоровья детей и формирования у них здорового образа жизни. В частности, это неделя «Я вырасту здоровым», в рамках которой проводятся «веселые старты», викторина и другие мероприятия. В рамках «Недели здоровья» проводятся спортивные развлечения «Ловкие и смелые», «Что такое хорошо и что такое плохо?». В рамках «Недели спорта и физкультуры» проводятся игры-соревнования «Лето красное – для здоровья время прекрасное» [1].
В целях успешной реализации технологий сбережения здоровья в нашей образовательной организации сформирована необходимая предметно-пространственная среда, которая является комфортной и новой (детский сад открыт с 2017 года). Присутствует такое физкультурное оборудование, как шведская стенка, гимнастические скамейки, кегли, мячи разных размеров, обручи, скакалки и другое оборудование. Также сформировано оздоровительное оборудование, в том числе массажные коврики и дорожки, массажные мячики, дорожки для профилактики плоскостопия. Также присутствуют спортивные атрибуты для проведения состязаний в рамках национального, всенародно любимого праздника «Сабантуй»: мешки, деревянные ложки, ведра, коромысло, чугунок.
Педагоги нашей образовательной организации непрерывно повышают свой образовательный уровень, в том числе в вопросах сбережения здоровья детей. Для этого создан методический кабинет, который включает в себя, в частности, такие материалы: «Утренняя гимнастика в детском саду» [7], «Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников» [6], «Физкультурные занятия в детском саду» [4].
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач современной дошкольной образовательной организации, успешное выполнение которой возможно посредством комплексного применения технологий сбережения здоровья. Для этого необходимо создание предметно-пространственной среды, методического обеспечения и наличие мотивации педагогов, родителей и детей для работы в данном направлении.
Список литературы:
1. Календарный график МБДОУ «Семиозерский детский сад «Айгуль» на 2019-2020 учебный год.
2. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2019. – 423 с.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Семиозерский детский сад «Айгуль» (утв. Приказом №12 от 3 октября 2017).
4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Мозаика Синтез, 2010. – 112 с.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №265. – 25 ноября.
6. Фомина Н.А. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников. – М.: Учитель, 2019. – 238 с.
7. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: Мозаика Синтез, 2009. – 88 с.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по требования, 2012. – 228 с.