Тайна жезла регулировщика

(Логопедическая квест-игра по формированию лексико-грамматических категорий и обучению детей безопасному поведению на дорогах для детей старшего дошкольного возраста)

Светлана КАРИМОВА,

учитель-логопед детского сада №69 г. Казани

Задачи:

образовательные:

– актуализировать знания детей по теме транспорт, совершенствовать навыки безопасного поведения на дорогах;ормировать навыки словообразования и словоизменения.

развивающие:

– развивать фонематические процессы, развивать логическое мышление и связную речь;

– развивать внимательность, наблюдательность при выполнении заданий;

воспитательные:

воспитывать у детей самоконтроль за речью;

– воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Методы и приемы: художественное слово, вопросы к детям, ответы; самостоятельная и групповая работа, индивидуальные и коллективные ответы.

Оборудование: жезл с секретным кодом «Светофор», ноутбук, мультимедийное оборудование; макет со средой передвижения, для дифференциации транспортных средств по видам.

Демонстрационный материал:  мультимедийная презентация.

Раздаточный материал по количеству детей: пазлы «Кто чем управляет?», дорожные знаки (правильные и неправильные),  руль для игры «Водители».

Ход квеста

(Дети входят в группу и находят свисток и жезл регулировщика.)

Логопед. Ребята, скажите, кому могут принадлежать эти предметы?

Дети. Регулировщику.

Логопед. Как называется это предмет? Для чего его используют?

Дети. Это жезл. С помощью него регулировщик осуществляет регулирование дорожного движения с помощью определенных сигналов.

Логопед. Ребята, посмотрите он необычный, и имеет кодовый замок. Разгадав его код мы сумеем раскрыть его тайну. Вы готовы к испытаниям? (Ответы детей.) Где мы можем встретить регулировщика?

Дети. На улицах города.

Логопед. Ну что, оправляемся в город. (На слайде появляется картина города, и дети попадают в «Переулок звуков».)

(Включаются звуки:  визг тормозов автомобиля, взлет самолета, вертолёта, поезда, корабля. Дети отгадывают, какому транспортному средству принадлежит каждый из звуков.)

Логопед. Скажите, пожалуйста, самолёт, вертолёт, автомобиль, поезд, корабль – как все это можно назвать одним словом? (Транспорт) Молодцы, за это вы получаете первую букву кодового слова: С. (Двигаясь дальше дети попадают на  «Проспект внимания».)

Логопед. Ребята, перед нами макет, на котором изображены среды (земля, вода, воздух), в которых осуществляется движения транспортных средств. Также представлены транспортные средства, которые нужно распределить по видам (наземные, водные, воздушные). (Среди транспортных средств  лошадь, осёл, олень, верблюд, собачья упряжка, слон, вол и зебра.)

Дети (распределяют транспортные средства по видам, объясняя свое решение). Грузовой автомобиль передвигается по земле, поэтому это наземный вид транспорта и т.д. (Остаются животные.)

Логопед. Ребята, почему животные оказались среди транспортных средств?

Дети. Они тоже используются для перевозки грузов.

Логопед. Да, это гужевой транспорт. Вид наземного транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки, тележки, кареты, волокуши) приводятся в движение животными, которые как раз представлены перед нами. (Дети получают вторую букву кода: В.)

Логопед. Что за знак перед вами? (Место отдыха.) Значит, пора нам отдохнуть.

Динамическая пауза. Песня «У жирафов».

Логопед. А как вы думаете, относится ли зебра к гужевому транспорту?

Дети. Нет.

Логопед. Правильно, так как зебра очень пугливое животное. Скажите, пожалуйста, а где мы можем встретить зебру в городе? (Ответы детей.)

Логопед. Разметка, на проезжей части выделенная для движения пешеходов через дорогу очень похожа на окраску зебры, только раньше это были черно-белые полоски, а сейчас эта разметка желто-белого цвета. Эти участки обозначаются знаками. Посмотрите здесь конверт. Давайте посмотрим, что в нём?

(В конверте разные знаки, существующие и шуточные. Детям нужно выбрать знаки, обозначающие разные виды пешеходного перехода. Дети выбирают три знака (подземный, надземный и наземный), объясняя каждый из них.)

Логопед. Как вы думаете, какой пешеходный переход считается самым безопасным? (Ответы детей.) Самым безопасным считают подземный переход. (Получают третью букву кода: Е.)

Логопед. Вы молодцы! И мы попадаем на «Площадь профессий».

Скажите пожалуйста, могут ли транспортные средства передвигаться самостоятельно?

Дети. Нет.

Логопед. Кто же им в этом помогает?

Дети. Люди.

Логопед. Конечно, люди разных профессий,  связанных с транспортом. Перед нами пазлы «Кто чем управляет?», надо собрать их и составить предложение.

– Легковым автомобилем управляет… (водитель легкового автомобиля).

– Поездом управляет… (машинист).

– Самолетом управляет… (пилот).

– Кораблём управляет… (капитан).

– Велосипедом управляет… (велосипедист).

– Мотоциклом управляет… (мотоциклист).

– Грузовым автомобилем управляет… (водитель грузового автомобиля). И т.д.

Логопед. Молодцы, справились с заданием! (Дети получают четвертую букву: Т.)

Логопед. Отправляемся дальше, и перед нами «Парк маневров». Здесь нас ждёт игра «Водители», на совершенствование навыка использования приставочных глаголов. (Дети берут руль и совершают разные действия, проговаривая их.)

Автомобиль из гаража выехал, по проезжей части поехал, к лесу подъехал, в лес заехал, озеро объехал, из леса выехал, с горки съехал, по проезжей части поехал, к дому приехал.

Логопед. Молодцы, ребята! Здорово у нас получилось. Вы получаете пятую букву кода: О.

Логопед. Какой перед нами знак?

Дети. Автозаправочная станция.

Логопед. Это станция необычная. Каждый вид транспорта должен заправится на своей колонке, в зависимости от того сколько слогов в этом слове.

(Дети делят слова на слоги и определяют номер колонки (самолет, автомобиль, катер, танк. Получают шестую букву кода: Ф.)

Логопед. Мы заправились и можем отправляться дальше.

По городу, по улице,

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным,

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Водитель и пешеход.

Логопед. И вот мы с вами на «Бульваре безопасности», и здесь нас ждет блиц-игра «Да/нет». Я буду задавать вам вопросы, на которые надо быстро ответить одним словом либо «да», либо «нет». Готовы?

Правильно ли так поступать?

– Кататься с горки на санках, если горка выходит на проезжую часть. (Нет)

– Ездить на велосипеде по дороге задом наперед. (Нет)

– Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. (Да)

– Перелезать через ограждения на проезжей части. (Нет)

– Передвигаться вдоль проезжей части исключительно по тротуару. (Да)

– Высовываться из окна во время движения транспорта (Нет)

– Перебегать улицу перед близко идущим автомобилем. (Нет)

– Переходить дорогу на красный сигнал светофора. (Нет)

– Играть в футбол на проезжей части. (Нет)

– Уступать место в транспорте старшим. (Да)

– Входить в автобус в заднюю дверь. (Да)

– Разговаривать с водителем во время движения. (Нет)

Логопед. Молодцы, ребята! (Получают седьмую  букву: О.)

Логопед. Вот мы добрались до «Образовательной улицы». Посмотрите на экран и назовите все слова, в которых есть звук [Р].

(Дети называют и получают последнюю букву кода: Р.)

Логопед. Молодцы, вы справились со всеми испытаниями и получили все буквы кода. Теперь надо сложить их и узнать, что же за тайна у этого необычного жезла. (Дети складывают слово «СВЕТОФОР» и вводят код на жезле, он открывается. На экране появляется видео инспектора пропаганды. Дети получают удостоверения ЮИД.)

Логопед. Вот и закончилась наша игра. Ребята вам понравилось? Что было сложным? А что было самым интересным? (Ответы детей.)