Тайна жезла регулировщика
(Логопедическая квест-игра по формированию лексико-грамматических категорий и обучению детей безопасному поведению на дорогах для детей старшего дошкольного возраста)
Светлана КАРИМОВА,
учитель-логопед детского сада №69 г. Казани
Задачи:
образовательные:
– актуализировать знания детей по теме транспорт, совершенствовать навыки безопасного поведения на дорогах;ормировать навыки словообразования и словоизменения.
развивающие:
– развивать фонематические процессы, развивать логическое мышление и связную речь;
– развивать внимательность, наблюдательность при выполнении заданий;
воспитательные:
– воспитывать у детей самоконтроль за речью;
– воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Методы и приемы: художественное слово, вопросы к детям, ответы; самостоятельная и групповая работа, индивидуальные и коллективные ответы.
Оборудование: жезл с секретным кодом «Светофор», ноутбук, мультимедийное оборудование; макет со средой передвижения, для дифференциации транспортных средств по видам.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.
Раздаточный материал по количеству детей: пазлы «Кто чем управляет?», дорожные знаки (правильные и неправильные), руль для игры «Водители».
Ход квеста
(Дети входят в группу и находят свисток и жезл регулировщика.)
Логопед. Ребята, скажите, кому могут принадлежать эти предметы?
Дети. Регулировщику.
Логопед. Как называется это предмет? Для чего его используют?
Дети. Это жезл. С помощью него регулировщик осуществляет регулирование дорожного движения с помощью определенных сигналов.
Логопед. Ребята, посмотрите он необычный, и имеет кодовый замок. Разгадав его код мы сумеем раскрыть его тайну. Вы готовы к испытаниям? (Ответы детей.) Где мы можем встретить регулировщика?
Дети. На улицах города.
Логопед. Ну что, оправляемся в город. (На слайде появляется картина города, и дети попадают в «Переулок звуков».)
(Включаются звуки: визг тормозов автомобиля, взлет самолета, вертолёта, поезда, корабля. Дети отгадывают, какому транспортному средству принадлежит каждый из звуков.)
Логопед. Скажите, пожалуйста, самолёт, вертолёт, автомобиль, поезд, корабль – как все это можно назвать одним словом? (Транспорт) Молодцы, за это вы получаете первую букву кодового слова: С. (Двигаясь дальше дети попадают на «Проспект внимания».)
Логопед. Ребята, перед нами макет, на котором изображены среды (земля, вода, воздух), в которых осуществляется движения транспортных средств. Также представлены транспортные средства, которые нужно распределить по видам (наземные, водные, воздушные). (Среди транспортных средств лошадь, осёл, олень, верблюд, собачья упряжка, слон, вол и зебра.)
Дети (распределяют транспортные средства по видам, объясняя свое решение). Грузовой автомобиль передвигается по земле, поэтому это наземный вид транспорта и т.д. (Остаются животные.)
Логопед. Ребята, почему животные оказались среди транспортных средств?
Дети. Они тоже используются для перевозки грузов.
Логопед. Да, это гужевой транспорт. Вид наземного транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки, тележки, кареты, волокуши) приводятся в движение животными, которые как раз представлены перед нами. (Дети получают вторую букву кода: В.)
Логопед. Что за знак перед вами? (Место отдыха.) Значит, пора нам отдохнуть.
Динамическая пауза. Песня «У жирафов».
Логопед. А как вы думаете, относится ли зебра к гужевому транспорту?
Дети. Нет.
Логопед. Правильно, так как зебра очень пугливое животное. Скажите, пожалуйста, а где мы можем встретить зебру в городе? (Ответы детей.)
Логопед. Разметка, на проезжей части выделенная для движения пешеходов через дорогу очень похожа на окраску зебры, только раньше это были черно-белые полоски, а сейчас эта разметка желто-белого цвета. Эти участки обозначаются знаками. Посмотрите здесь конверт. Давайте посмотрим, что в нём?
(В конверте разные знаки, существующие и шуточные. Детям нужно выбрать знаки, обозначающие разные виды пешеходного перехода. Дети выбирают три знака (подземный, надземный и наземный), объясняя каждый из них.)
Логопед. Как вы думаете, какой пешеходный переход считается самым безопасным? (Ответы детей.) Самым безопасным считают подземный переход. (Получают третью букву кода: Е.)
Логопед. Вы молодцы! И мы попадаем на «Площадь профессий».
Скажите пожалуйста, могут ли транспортные средства передвигаться самостоятельно?
Дети. Нет.
Логопед. Кто же им в этом помогает?
Дети. Люди.
Логопед. Конечно, люди разных профессий, связанных с транспортом. Перед нами пазлы «Кто чем управляет?», надо собрать их и составить предложение.
– Легковым автомобилем управляет… (водитель легкового автомобиля).
– Поездом управляет… (машинист).
– Самолетом управляет… (пилот).
– Кораблём управляет… (капитан).
– Велосипедом управляет… (велосипедист).
– Мотоциклом управляет… (мотоциклист).
– Грузовым автомобилем управляет… (водитель грузового автомобиля). И т.д.
Логопед. Молодцы, справились с заданием! (Дети получают четвертую букву: Т.)
Логопед. Отправляемся дальше, и перед нами «Парк маневров». Здесь нас ждёт игра «Водители», на совершенствование навыка использования приставочных глаголов. (Дети берут руль и совершают разные действия, проговаривая их.)
Автомобиль из гаража выехал, по проезжей части поехал, к лесу подъехал, в лес заехал, озеро объехал, из леса выехал, с горки съехал, по проезжей части поехал, к дому приехал.
Логопед. Молодцы, ребята! Здорово у нас получилось. Вы получаете пятую букву кода: О.
Логопед. Какой перед нами знак?
Дети. Автозаправочная станция.
Логопед. Это станция необычная. Каждый вид транспорта должен заправится на своей колонке, в зависимости от того сколько слогов в этом слове.
(Дети делят слова на слоги и определяют номер колонки (самолет, автомобиль, катер, танк. Получают шестую букву кода: Ф.)
Логопед. Мы заправились и можем отправляться дальше.
По городу, по улице,
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным,
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Водитель и пешеход.
Логопед. И вот мы с вами на «Бульваре безопасности», и здесь нас ждет блиц-игра «Да/нет». Я буду задавать вам вопросы, на которые надо быстро ответить одним словом либо «да», либо «нет». Готовы?
Правильно ли так поступать?
– Кататься с горки на санках, если горка выходит на проезжую часть. (Нет)
– Ездить на велосипеде по дороге задом наперед. (Нет)
– Переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. (Да)
– Перелезать через ограждения на проезжей части. (Нет)
– Передвигаться вдоль проезжей части исключительно по тротуару. (Да)
– Высовываться из окна во время движения транспорта (Нет)
– Перебегать улицу перед близко идущим автомобилем. (Нет)
– Переходить дорогу на красный сигнал светофора. (Нет)
– Играть в футбол на проезжей части. (Нет)
– Уступать место в транспорте старшим. (Да)
– Входить в автобус в заднюю дверь. (Да)
– Разговаривать с водителем во время движения. (Нет)
Логопед. Молодцы, ребята! (Получают седьмую букву: О.)
Логопед. Вот мы добрались до «Образовательной улицы». Посмотрите на экран и назовите все слова, в которых есть звук [Р].
(Дети называют и получают последнюю букву кода: Р.)
Логопед. Молодцы, вы справились со всеми испытаниями и получили все буквы кода. Теперь надо сложить их и узнать, что же за тайна у этого необычного жезла. (Дети складывают слово «СВЕТОФОР» и вводят код на жезле, он открывается. На экране появляется видео инспектора пропаганды. Дети получают удостоверения ЮИД.)
Логопед. Вот и закончилась наша игра. Ребята вам понравилось? Что было сложным? А что было самым интересным? (Ответы детей.)