Татарстан: исторические вехи, личности и свершения

№46

(Интерактивное образовательное мероприятие)

Альфия НИГМАТУЛЛИНА,

преподаватель специальных дисциплин Казанского автотранспортного техникума им. А.П.Обыденного, участница республиканского проекта «Кадровый резерв»

Как воспитать патриотов? Первые  шаги к осмыслению этого сложного понятия – патриот начинаются в семье, когда малыш делает свои первые  шаги, получая  информацию об окружающем его мире от своих родителей.  Позже, когда эти понятия углубляются, обогащаются новыми терминами приходит осознание того, что все, что окружает тебя помещается в одно емкое слово – Родина.  За ним  следует и другое, что Отчизну  надо любить и защищать и стараться делать так, чтобы она была лучшей. Для успешности этого процесса в нашем Казанском автотранспортном техникуме им. А.П.Обыденного было проведено интерактивное образовательное мероприятие, посвященное 95-летию Татарстана: исторические вехи, личности и свершения.

Перед началом  мероприятия одним из членов жюри  было предложено в качестве разминки закончить предложение: Я люблю Татарстан за то, что …» и ответы не могли  не порадовать: «…за то, что я здесь родился и живу»,«…за то, что это Родина и она красивая и успешная, особенно  порадовало, что дети говорили об этом с гордостью и какой-то тихой нежностью». Во вступительном слове медиатора эта мысль получила свое развитие: «Для полноценного  формирования личности  необходимо знать историю собственной страны и народа. И насколько будет уважительно  отношение к истории прошлого будет зависеть будущее страны и человечества в целом».

После презентации, посвященной историческому  периоду в развитии Татарстана с 1920 по 2015 годы, ребятам было предложено за 5 минут придумать и нарисовать 10 символов страны. Студенты, разделившись на 4 команды, с удовольствием принялись за выполнение  задания, где приоритет был отдан Кул-Шарифу, затем последовали и Ак-Барс, чак-чак, Шурале, Зилант, КамАЗ и даже не забыли М.Шаймиева, Р.Миннеханова. Защита презентаций вызвало целую волну позитивных эмоций – всем хотелось поделиться своей информацией. Сложнее оказалось на следующем этапе – работа с хронологической лентой прошлого. И как показывает опыт подобных мероприятий, с удовольствием выполняются те задания, которые  интересны, в которых не зашкаливает уровень  доступности. Многие ребята откровенно признавались, что у них существуют пробелы в знании истории, а она, оказывается, может быть и интересной, просили добавить время, чтобы справиться с заданием, но жюри было непреклонно – регламент надо соблюдать.

Бесспорно, мероприятия с использованием мультимедийных технологий  – ярки, красочны, информативны, интересны, а когда в них вложена частица души преподавателя – они остаются в памяти. И как  было сказано в напутственном слове депутата К.Владимировой – вам, ребята, делать историю современного Татарстана, а это возможно только образованным, знающим и любящим прошлое своей страны.

В условиях возрастания роли патриотического воспитания, развития и консолидации гражданского общества вокруг патриотических ценностей, а также появления новых форм активностей и возрастания информационных потоков важным приоритетом в работе с молодежью становится актуализация гражданско-патриотического самосознания и восстановление позитивной исторической памяти через новые формы образовательных мероприятий. В этом ряду особую роль обретает интерактивные формы проведения образовательных мероприятий с применением тренинговых форм, использованием командных форм познавательного процесса.

Цель. Активизация позитивной историко-культурной памяти и гражданско-патриотического самосознания у молодежи Республики Татарстан.  

Данное образовательное мероприятие позволяет, используя активные формы познания, в течение одного занятия актуализировать позитивную историческую память и гражданское самосознание, дает возможность самим участникам прийти к пониманию важных событий в истории Татарстана, узнать ключевые исторические личности, проследить накопление республикой социального и культурного капитала, экономического потенциала и духовного наследия, получить целостное представление и новые знания об этом.

Кроме того, в ходе данного мероприятия у участников активизируются следующие компетенции: коммуникативность, навыки работы в команде, аналитические способности, принятие решений, навыки самопрезентации.

Целевая группа: студенты I курс КАТТ им. А.П.Обыденного.

Оборудование. Презентация: исторические вехи, личности и свершения РТ, Хронологическая лента, видеофильм об истории Татарстана; проектор, ноутбук, учебники истории, доска,   маркеры, бумага формата А4, цветные стикеры, малярный скотч.

Формат: проблемный семинар, игропрактики, коллективный мозговой штурм. Формат включает в себя также элементы конкурса с дальнейшей обработкой результатов и их объявлением.

Время: 1 час 10 минут.

Ход мероприятия

          Модератор. Добрый день, участники интерактивного образовательного мероприятия «Татарстан: исторические вехи, личности и свершения»!

(Представление жюри. Объяснение правил подсчета баллов.)

Модератор. Для полноценного формирования личности человека ему необходимо знать историю собственной страны и народа. Поскольку мы – это то, что мы знаем о своем прошлом, от того, насколько уважительно отношение к истории прошлого, напрямую зависит история будущего страны и человечества, в общем. Я думаю, что в конце занятия  мы сможем дать себе ответы на многие вопросы, а некоторые даже смогут поговорить об этом со своими друзьями и родителями.

(Деление участников на команды. Выбор названия для команды.)

         Модератор. Как вы думаете, что является целью и задачами нашего мероприятия? (Ответы записываются на доске.)

Модератор. Давайте посмотрим презентацию, посвященную истории Татарстана в период с 1920 по 2016 годы.

(Презентация. 8 мин.)

Модератор. А теперь давайте подумаем, что может быть настоящими символами Татарстана, каждая команда записывает 10 символов. На листочке, и по истечении 5 минут участник от команды презентует символы и рассказывает причины выбора и про их важность. Больше баллов получит та команда, у которой будет больше символов, и явно будет прослеживаться их историчность. Время пошло!

Модератор. А теперь послушаем что получилось. (Презентации участников.)

Модератор. Замечательно, отдаем работы жюри на анализ и двигаемся дальше.

Коллективный мозговой штурм по хронологической ленте «События и достижения Татарстана»

Модератор. А теперь мы вместе совершим настоящие шаги по нашей истории. Вы видите перед собой хронологическую ленту. Участки от 1920 до 2015 года. Каждой команде, только на стикерах своего цвета необходимо написать событие и прикрепить его к ленте. Чем хронологически отдаленно событий от современности и чем больше стикеров, тем больше баллов. На задание 10 минут, можно пользоваться учебниками и интернетом. Приступим!

(Студенты заполняют и прикрепляют стикеры.)

Модератор. Все! Время вышло! Жюри подсчитывает баллы, а мы двигаемся дальше.

Формирование командами трёхфакторной схемограммы по истории Татарстана.

Модератор. Я раздаю каждой команде листочек, и каждая команда маркером своего цвета заполняет столбик «личность», в которую вписывают личность, которая по мнению команды произвела большое влияние на историю Татарстана, на это дается 5 минут. После 5 минут команда передает свой листок с личностями другой команде, которая заполняет второй столбик «События» связанные с личностью, которая в первом столбике. После 5 минут, команды передают листочек следующей команде которая пишет о роли личности которая указана в первом столбике в событиях которые указаны во втором столбик. Внимание! Чем более полная и достоверная информация, тем больше баллов.

Давайте начнем! Время!

(Студенты приступают к работе, модератор контролирует процесс, предупреждает о времени и объявляет, об обмене листочками.)

Модератор. Замечательно! Отдаем наши работу на подсчет жюри и смотрим, пока ведется окончательные подсчет баллов, давайте с вами посмотрим короткий видеофильм об истории Татарстана.

Видеофильм. (5 мин.)

Модератор. А вот и подошло к концу наше мероприятие! Я очень рада, что вы показали свои способности и знания! Жюри объявляет победителей. Победителем сегодня признанна команда… азвание команды)! Также жюри выделило номинации. (В зависимости как себя показали команды, например, «Самая активная команда», «Самая креативная команда», «Самая научно подкованная команда».)