Татарское народно-прикладное творчество

№61

(Занятие по ИЗО)

Милеуша ШАКИРОВА,

воспитатель детского сада «Березка» г.Тетюши

Цели:

– Развивать творческие способности детей, художественный вкус и умение видеть прекрасное, дать представления сочетать цвета, укреплять умение рисовать цветы, листья, точки концом кисти.

Знакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества. Уточнить характерные признаки национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейка, калфак, ичиги, платочки, наволочки).

Воспитывать интерес к искусству татарского народа, чувство гордости за свой народ и край, гражданственности и  патриотизма.

Словарная работа: калфак, тюбетейка, ичиги, наволочка, стебелек, ромашка, тюльпан, роза, орнамент.

Материал: мольберт, виды узоров, ичиги, калфак, тюбетейка, кисточки, образцы орнаментов (колокольчик, тюльпан, роза листья). Для каждого ребенка краски, кисточки, шаблоны.

Ход образовательной деятельности

I часть

(Звучит татарская народная музыка. Воспитатель здоровается. Приглашает детей подойти.)

Воспитатель. Дети, какой на мне костюм? (татарский)

Воспитатель. Если я пришла в татарском костюме, значит, мы будем говорить про одежду и орнаменты татарского народа, а также о символах Татарстана. Но, не просто поговорим, а так же я буду  экскурсоводом и отправимся на экскурсию по национальному музею Татарстана.

II часть

(На экране появляется Национальный музей Татарстана.) (Слайд №4)

Воспитатель. Я приглашаю вас в первый зал нашего музея.(Слайд №2.) «Символика РТ»

Воспитатель. Перед нами флаги разных государств, но, среди них есть флаг РТ, скажите, где он находится.

(Из трех предложенных флагов ребенок выбирает флаг Татарстана, дает его описание.) (Слайд №3. «Герб».)

Воспитатель. А еще у нашей республики есть свой герб. Кто скажет, где он расположен?

(Из трех предложенных гербов ребенок выбирает герб Татарстана, дает его описание.)

Воспитатель. Основные символы Татарстана вы знаете, молодцы. А сейчас проходим во второй зал музея.

(Выходят дети средней группы.)

«Декоративно-прикладное искусство» Слайд №4.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на образцы народно-прикладного искусства.

Давайте сядем и поговорим о татарском орнаменте (показать).

Воспитатель. У татарского народа существует два вида орнамента:

1) “Цветочно-растительный”. Само название говорит о том, что в узоре присутствуют цветы: тюльпаны, ромашки, трилистники, розы, листья (показать на вышивке, посуде). В узоре используется разные цвета: красный, синий, зеленый, желтый и т.д.

Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли), головные уборы (калфак, тюбетейка, платки), посуды.

2) “Геометрический”, применяется он в украшении жилища, ювелирных изделий, реже в вышивках.

Геометрические мотивы: линии, волны (показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивах, а также показ фасадов деревенских домов).

– Ребята, подойдите и посмотрите на изделия и скажите в каких предметах вы нашли знакомые элементы орнамента? (Ответы детей. Воспитатель оказывает помощь.)

– Давайте вместе полюбуемся красотой вот эти посуды (Тарелка, чайник.) (Рассматривают.)

– Кто скажет, так какие же цвета и элементы узора использовали мастерицы при украшении посуду (тарелка, чайник.)?

(Затем дети рассматривают другие изделия: коврик, фартук, полотенца и д. р.)

Воспитатель. И так, ребята, мы посмотрели изделия народного творчества. Что же больше всего вам понравилось и почему? (Ответы детей.)

Игра «Тюбетейка»

– Добро пожаловать в следующий зал музея.

«Татарский национальный костюм» (Слайд №5.)

– Татарский народ не только любит посуду, предметы быта, но и одежду, обувь, то есть национальный костюм.

Посмотрите на меня. На голове у меня – калфак. Так называется женский головной убор. А мужской головной убор – тюбетейка.

– И калфак и тюбетей расшиты яркими цветами: ромашками и тюльпанами.

Платье на мне тоже нарядное, с орнаментом.

– Подол его украшен оборкой, рукава широкие и тоже с оборками. (Рассказ воспитателя сопровождается показом.)

– На ногах сапожки. Они яркие, украшены узором.

– Татары называют их – ичиги.

– Такую одежду и обувь татары носили издавна, носят и сейчас, но больше в праздничные дни.

Физминутка. Игра «Ичиги»

(Дети встают в круг, а в центре круга стоит ребёнок.)

Дети говорят слова:

– По дороге Айгуль шла, шла (идёт)

Айгуль ичиги нашла (поднимает).

Стала Айгуль выбирать (выбирает),

Кому ичиги отдать.

Ребёнок говорит:

– Вот как ичиги хороши

На, надень и попляши (пляшут),

Включается музыка. Дети хлопают в ладоши. (Играть 2 раза.)

III часть

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы стать мастерами, модельерами? (Ответы детей.)

Воспитатель. Все мастера работают в мастерской. Мы с вами тоже пройдём в мастерскую и поможем пополнить музей новыми экспонатами. (Подойти к столам.)

А сейчас ребята средней группы, выберите шаблон с прорисованным узором для его закрашивания.

Выберите шаблоны для обводки, что бы вы хотели украшать (берут шаблон) подумайте, каким видом орнамента будете рисовать предмет: геометрическим, цветочно-растительным? Ребята, какой узор будете рисовать?

Дети. Я буду рисовать орнамент, который называется цветочно-растительный, потому что украшаю фартук, а я буду рисовать геометрический орнамент, потому что я буду украшать вороту.

Воспитатель. Напоминаю, что народные умельцы отдавали предпочтения ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, голубому, синему, бордовому, красному.

Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет.

(Во время работы детей включить фоном прослушивание кассеты с народными татарскими песнями.)

IV часть – итог

Воспитатель. Работа завершается, и мы с вами, прежде чем отдать работы в музей, организуем выставку “Татарский народный орнамент в нашей группе».

Воспитатель. Ребята, расскажите своим родителям, о том, что нового и интересного мы узнали сегодня? Где вы будете использовать эти орнаменты? (Ответы детей.)

Вот и закончилась наша экскурсия по национальному музею. Всем спасибо!