Татарская брошь из фетра
(Мастер-класс)
Лилия АБЗАЛИНА,
учитель технологии гимназии №5 г. Зеленодольска
Цель: духовно- нравственное воспитание учащиеся на уроках технологии на примере использования татарского орнамента.
Задачи:
– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
– знакомство татарским орнаментом;
– выполнение практической работы по оформлению броши с татарским орнаментом.
Материалы и инструменты: компьютер, проектор, лекало, ножницы, горячий клей, булавка, фетр (красный, зеленый), бисер, леска, ножницы, иголка, картон.
Ход мастер-класса
- I. Организационный момент
- Встреча детей, их размещение
- Проверка присутствия учащихся на уроке.
- Организация рабочего места.
- Техника безопасности на уроке.
Учитель. Добрый день, учащиеся! Думаю, сегодняшний мастер-класс будет вам интересным и полезным. Урок у нас сегодня не обычный, интересный связанный с орнаментом нашего народа.
Вы все знаете, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи и главное свой орнамент. Народный костюм носит ярко выраженный этнический характер. Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар. С глубокой древности она формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.
На сегодняшний день очень актуально включать в образы элементы с национальным орнаментом. Это тюбетейки, калфак, брелки, броши, серьги, браслеты, накосники, шейно-нагрудные украшения, перевязь. Так же сейчас на улицах Республики Татарстан в городе Казани можно встретить людей в одежде и в обуви вышитой национальным орнаментом.
Украшение ручной работы считается эксклюзивным и неповторимым. Брошь – это ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного – золота или серебра – и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию – например, застёжки. Брошь подчеркивает индивидуальность.
- II. Практическая часть
Учитель. Сегодня мы с вами на мастер-классе сделаем брошь из ветра. Для того нам понадобится: фетр (красный, зеленый), бисер, леска, лекало, горячий клей, булавка, ножницы, картон, иголка.
У вас на столе инструкции по изготовлению броши из фетра:
- Ранее подготовленные лекало (№1) обводим на зеленом фетре (2 шт.) и на картоне (1 шт.).
- Лекало (№2) обводим на красном фетре (1 шт.).
- Вырезаем. У нас получается зеленый орнамент тюльпан и красный узор.
- С помощью горячего клея приклеиваем зеленый орнамент на картон.
- На зеленый фетр приклеиваем красный орнамент. Так же с помощью горячего клея, заклеиваем на картон булавку и зеленый фетр.
- На края броши пришиваем бисер. Мы так обрабатываем края, делая последние штрихи.
III. Рефлексия
Учитель. Фетровая бижутерия очень удобная в носке – легкая и практичная. Она актуальна в любое время года. Сочетается как с летним, так и с зимним гардеробом. Думаю, у нас получилось прикоснуться к истории и традициям своего народа.
– Сейчас предлагаю вам, на изображении яблони прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным мастер класс. (Зеленый – понравилось, получилось; красный – не понравилось, трудности.)
– Спасибо всем за активность!