Тайнопись Ф.М.Достоевского
№ 104
(В помощь учителю литературы)
Рушания ХАЙРУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы высшей категории лицея-интерната №2 г.Казани
Свою статью я адресую коллегам, начинающим свой путь в удивительный мир литературы в школе. Многолетняя педагогическая практика позволяет видеть подводные камни её преподавания в старших классах. Иногда бывает очень сложно довести до учащихся то, что хотел сказать своим читателям писатель. Поэтому иногда приходится углубляться в «подводные течения» художественного произведения. Такое умение просто необходимо в 10 классе при чтении романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Автор всю свою жизнь пытался постичь тайну, именуемую человеком: он был для него величайшей из загадок мироздания. Давая уроки по этому роману, приходится особое место уделять постижению символов, своего рода тайных знаков.
По словам Д. Мережковского, символ неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многограненен и всегда темен в своей глубине. Пожалуй, понять его может только тот, кто понял автора. Для этого просто требуется знать его биографию, стиль письма, темы, освещаемые в его произведениях. Итак, важно отметить, что Ф.М. Достоевский был весьма религиозным человеком, начал он верить в Бога во время пребывания на каторге. Кстати говоря, ровно так же, как и Раскольников. Хочу еще раз заметить, что символика правит миром произведения «Преступление и наказание». В каждом эпизоде при желании можно найти «темные» для понимания слова, моменты Мне бы хотелось рассказать о некоторых группах символов, с которыми мы сталкиваемся, изучая роман с десятиклассниками.
1.Символика имен.
Когда рождается маленький человечек, ему дают имя. Многие, к сожалению, даже не задумываются, что может значить то или иное имя. По моему мнению, имя или фамилия человека могут стать ключом к его будущему. Рассмотрим это на конкретных примерах из романа, в котором очень много имен, раскрывающих характер своего носителя.
Сам заголовок романа можно расшифровать следующим образом: «Преступление» — «преступить» или «провести черту». Прежде всего, это слово имеет нравственное значение, а не юридическое, как это понимают многие читатели. Главное для Достоевского не преступление, которое он описывает в одной только главе, а наказание, чему посвящены все последующие главы. Автор делает акцент на нравственное наказание – наказание совестью, юридическое же наказание описывается лишь в эпилоге. Важно духовное возрождение героя вследствие угрызения совести, а не исправление каторжным трудом.
Не секрет, что Всевышний занимает ключевое место в романе. Он скрыт в именах, в названиях. Честно говоря, следующий символ я заметила не сразу. Разумихин купил Раскольникову хорошую, но дешевую одежду в лавке Федяева. Однако Раскольников не принял эти вещи, т.к. они были куплены на деньги Лужина. Казалось бы, что ничего странного здесь и нет, но это не так. Решение героя не принимать эти вещи в каком-то смысле показывает отречение от Бога, потому что «Федя» – дар Божий. Отказываться от божьего дара нельзя, ибо он дается сверху и неспроста. Ну чем эта лавка не символ?
Главный герой произведения — Родион Романович. Имя «Родион» означает «розовый». Теперь узнаем, что значит цвет «розовый». Розовый – бутон, зародыш. Далее, Роман – крепкий («святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас»). Значит, слово Крепкий содержит в себе символ Бога. Мы видим, что в конце этот «бутон Христа» раскрывается, Родион вновь приобретает веру в Бога. Фамилия говорит сама за себя. Раскольников – раскол, раздвоение. Так же происходит с этим героем: его разум раскалывается: одна часть хочет верить в Бога, другая осуществляет наполеоновскую теорию. Вдобавок, говорящая фамилия обозначает и имя нарицательное (раскольники — старообрядцы). Таким образом, последовательность фамилия, имя и отчество передают содержание романа. Поясняю: сначала он теряет веру в Бога, раскалывается; затем очищается и становится невинным, но все еще слабым. В эпилоге Бог дарует ему силу и Раскольников крепнет в вере. «Их воскресила любовь», — пишет автор в эпилоге, и это любовь прежде всего высокая, к ближнему своему.
Я считаю, что второй главный герой в произведении – Софья Семеновна. Нам известно, что Раскольникова спасает именно Соня. Софья – мудрость; Семен – Бога слышащий. Таким образом, в героя вселяет веру богопослушница. Ее имя само говорит за себя, подчеркивая нравственную чистоту и благоразумие.
Фамилия Мармеладова противопоставлена фамилии Раскольникова. Как известно из кулинарии, мармелад слепляет расколотое и придает сладкий вкус. Таким образом, автор дал Мармеладову важную роль. Считается, что он двойник Раскольникова, однако его роль не отрицательна.
Старушка-процентщица – Алена Ивановна, тоже сыграла немаловажную роль в произведении. Обратимся к словарю и узнаем, что Алена – светлая, Ивановна (Иван) – милость божия. Раскольников же убил ее, уничтожил светлую милость божию, совершил страшный поступок, пошел против всех законов природы. Аналогично происходит и с ее младшей сестрой – Елизаветой Ивановной. Елизавета – почитающая Бога. Лишив жизни этих сестер, Раскольников убил в себе Бога. Вот какую колоссальную роль играют символы в тексте. Без понимания значений имен, никто бы и не догадался, насколько страшный грех совершил в тот вечер Раскольников.
Катерина Ивановна – непорочная Божией милостью, потому что имя «Катерина» толкуется как чистая, непорочная (греч.). Прототипом этой героини стала Мария Дмитриевна, жена Достоевского, умершая в 1864г.
В доме, где проживает Родион Раскольников, работает горничной Настасья. Она помогает хозяйке, убирается по дому, однако, эта роль не является основной. Анастасия – «возвращенная к жизни, воскресение». Опять же, имя выбрано не случайно. В доме она единственная, кто веселит окружающих, в том числе и Раскольникова. Но ее часто не замечают или просят удалиться, как это делал Родион. Здесь Достоевский затронул проблему всего человеческого рода: люди порой так заняты своими делами, что сами отделяют от себя счастье, которое стучится к ним в дверь, и потом жалуются, что они несчастны.
Ф.М. Достоевский сам пометил, что Лебезятников – человек соглашающийся со всем, поддакивающий. Далее, в пометках, тоже его слова: «Нигилизм – это лакейство мысли». И эту фамилию мы тоже можем назвать «говорящей».
Теперь же поговорим о другом персонаже — жене Свидригайлова. Марфу Петровну можно причислять как к добрым героям (ведь она значительно помогла Дуне, сестре Раскольникова), так и противоположным, якобы добрая Марфа Петровна – «каменная владычица» (Петр – камень, Марфа – владычица, госпожа). Эта женщина держит своего мужа в своих руках крепко, не дает ему вольности.
Еще один противоречивый персонаж, помимо Раскольникова, – Петр Петрович Лужин. Человек, который намеревался жениться на Дуне, но Родион не дал согласия выдать свою любимую сестру за такого гнусного человека. Со значением имени «Петр» мы уже разобрались. Осталось пояснить фамилию. Лужин – опуститься в лужу. Вспомним, что Раскольников разоблачил Лужина в том, что тот подсунул Софье в карман деньги в корыстных целях, дабы обвинить ее в воровстве. К счастью, Раскольников разоблачил подлеца, в результате чего последний оказался «камнем в луже».
Лучший товарищ Раскольникова по университету – Разумихин. Фамилия его предельно ясна. Мы замечаем общий корень между словом «разум» и фамилией «Разумихин». Он помогает Родиону вновь обрести разум.
Мать героя зовут Пульхерией Александровной. Это во многом показывает ее социальный статус. Живет она бедно со своей дочерью, без мужа. Даль переводит Пуль как мелкая медная монета, полушка. Александровна (Александр) — происходит от древнегреческих слов «алекс» — защищать и «андрос» — муж, мужчина, то есть «защитник людей». Мать всегда борется за правоту своего сына. Так и Пульхерия Александровна верит, что ее сын – хороший человек и когда-то будет уважаемым. Авдотья Романовна – сестра Раскольникова. Её имя дословно переводится как «благоволение Христа». Это вполне характеризует её, т.к. мы помним, что Дуня настолько добра, что никому не желает зла, даже Петру Петровичу Лужину. Свидригайлов хотел жениться на ней, но получил отказ. Писатель хотел сказать этим, что таким мерзавцам как Свидригайлов не быть под покровом Бога.
Раскольникова разгадал Порфирий Петрович – пристав следственных дел. В его лице мы находим мудрого человека, который не только юрист, но и превосходный психолог. Я долго размышляла, что могло бы значить происхождение его имени, ведь «Порфирий» — порфира, пурпурный цвет, а Петрович (Петр) – камень, каменный. Но далее выяснилось, что порфира означает царскую власть. В итоге мы получаем следующее: каменная, значит крепкая, царская власть.
Естественно, в романе есть и персонажи второстепенного плана, которые тоже, между прочим, не должны оставаться незамеченными. В романе, как и в жизни, каждый человек играет свою роль. К примеру, вспомним того же маляра Миколку. Для меня это высший символ страдания. Маляр, при столкновении с силой, которая грозит его засудить, решает принять на себя страдания убийцы. Хотя, мы же знаем, что Миколка не убивал старушку-процентщицу, что здесь было дело рук Раскольникова.
2. Символика чисел.
Каждый христианин должен знать, что Иуда в свое время предал Христа за 30 серебряных монет. В произведении мы ясно видим, как Соня выложила перед Катериной Ивановной 30 целковых и принесла себя в жертву ради спасения голодных детей. Далее, та же Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние 30 копеек. Они, и отец, и мачеха, предают Соню, толкая ее на этот путь разврата. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова, будущего своего мужа, из долговой ямы за 30 000, и последний, в свою очередь, покушался на ее жизнь, проявил неблагодарность, за что мы вправе считать его Иудой.
До дома старухи Раскольников отмерил 730 шагов, т.е. именно они разрывают его связь с Богом (7 союз с Богом, 30 — предательство)
Число 7 само по себе магическое. Мы встречаем его повсюду. Например, в неделе 7 дней, 7 цветов радуги, 7 нот и многое другое. И в «Преступлении и наказании» это число имеет важное значение, конечно же, связанное с религией. Оно обозначает союз Бога с человеком, потому что 7 – соединение чисел 3 (Святая Троица) и 4 (число мирового порядка). Число 7 встречается нам несколько раз в ходе действия романа. Вот одно из них. Раскольников решил, что пойдет на убийство в 7 вечера, потому что в это время Алена Ивановна должна была остаться одна дома, без своей младшей сестры. Но Достоевский обрекает его на поражение, чтобы тот не разорвал этот союз с Богом полностью. Вместо того, чтобы пойти в семь, Раскольников немного запаздывает и в итоге отправляется на злодеяние в 7.30 вечера. Первый сон Раскольникова говорит о семилетнем мальчике, который еще не изведал на себе ни одного греха. В прочем, это был верующий Родион. Он стоит перед выбором: добро (храм с зеленым куполом) или зло (кабак). К сожалению, во сне торжествует зло. В другом примере говорится, что Свидригайлов проживает с Марфой Петровной, своей женой, ровно 7 лет. Но эти 7 лет для него становятся несчастливыми. Мы же знаем, что Марфа Петровна была довольно таки строгой особой и теперь представьте, каково без любви жить с такой женой. А без нее для Свидригайлова жизнь кончилась – он покончил с собой. В конце произведения я вычитала такую запись: «Им (Родиону и Софье) оставалось еще 7 лет… На пути к счастью они готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней». С того момента они не расставались друг с другом, Соня помогала Родиону всем, чем могла. Таким образом, Родион встречается с числом 7 так часто, чтобы вновь воссоединиться с Богом.
Нельзя не сказать о значении числа 4. В году 4 времени года, нам известны 4 Евангелия, четыре стороны света. Все это связано с Богом, что объясняется тем, что автор был православным человеком и чтил Всевышнего. Квартира Алены Ивановной находится на 4-ом этаже. Раскольников прячет украденные вещи рядом со строящимся 4-х этажным зданием. Комната Мармеладова находится на 4-ом этаже. У многих может возникнуть сомнение в символичности числа 4. Но это совсем не так. Все эти здания возвышаются вверх, иными словами, идут к Богу. Тут уже не возникнет сомнений. И наконец, Софья читает Лазаря на 4-ый день после согрешения Раскольникова. Софья отправляет Раскольникова на перекресток, чтобы поклонился всем четырем сторонам света и покаялся.
3. Символика цветов.
В жизни каждого из нас цвет имеет огромное значение. Мы выбираем те же самые обои и теряемся, ведь ассортимент велик и почти никогда не задумываемся, что бы мог значить выбранный нами цвет. Однако мы выбираем на уровне нашего подсознания, и, говорят, выбранный цвет ярко характеризует нашу личность. Умный человек, увидавший в вашей комнате стены черного цвета, ничего хорошего про вас не подумает. А теперь вернемся к тексту и рассмотрим, что бы мог передать нам Достоевский своим выбором цветов в «Преступлении и наказании».
Мне кажется, цвета Достоевского наделены отрицательными качествами. Например, его желтый цвет не такой, как у всех — он раздражает. Таковы и обои в комнате Раскольникова. Честно говоря, он ассоциируется у меня с болезненным состоянием. Возможно потому, что описание комнаты дается во время недомогания Раскольникова. Да и Петербург у него желтый, тусклый, скованный, больше похожий на гроб, как и комната героя. Далее, этот цвет встречается в следующих контекстах: «желтый диван», «желтый билет», «желтое лицо», «желтые рамки» и т.д. Конечно, ничего положительного вы в этих вещах не видите. Значение желтого дивана такое же, как и значение желтых обоев. Желтый билет – билет, который давался девушкам легкого поведения для того, чтобы они могли заниматься своим ремеслом. Жёлтое лицо обычно встречается у больных людей. Прошу так же обратить внимание, что раньше слово «желтый» писалось через «о» («жолтый» читаем в «Фабрике» Блока), грубое звучание придавало отрицательную окраску.
Следующий отрицательный цвет – серый. Серый цвет – тусклый, безжизненный. По этой причине Раскольников отказывается от серого костюма, который ему покупает Разумихин. Он не хотел быть таким, как все в его окружении: скованным, двуличным. Напротив, он даже носил рыжую немецкую (циммермановскую) шляпу, чтобы выделяться. То, что шляпа инородная, говорит нам об инородных мыслях Родиона. Ведь это Родион Романович вынашивая «наполеоновскую теорию» утверждал, что человек есть вошь, если он не способен на убийство или чувствует хоть каплю раскаяния после содеянного.
Перед убийством старухи-процентщицы, главный герой поднимается по «черной» лестнице. Этот цвет — символ безызвестности, тайны. В то время Раскольников и сам не знал, что и как будет происходить дальше. Как тонко все продумано Достоевским. Читателям следует только вчитаться в каждую фразу, в каждое слово.
Единственный положительный цвет в «Преступлении и наказании» — зелёный. Этот цвет, наряду с желтым, встречается часто и является символом Богородицы, покровительницы и заступницы земли. Проснувшись после своего страшного сна в бреду, Раскольников идет в парк и садится под зеленым деревом. Здесь мы читаем следующие его слова: «Слава Богу, это только сон». Прошу обратить внимание на упоминание Бога именно в этом месте. Это не случайно. Зеленый цвет действует на героя, защищает и впоследствии он вспоминает, что увиденное было лишь сном. Зеленый цвет успокаивает Раскольникова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам». Этот цвет защищает героя на протяжении всего романа. Зеленый купол церкви из сна, зеленый платок Сони покрывают Раскольникова в самые тяжелые минуты жизни. Автор не оставил своего героя без покрова Богородицы. Да и для Сони и её семьи этот зеленый платок значит очень много: именно он укрывают плачущую девушку после первого грехопадения, им Соня укрывает своих дрожащих от холода и голода сестер и братика, платок сопровождает её и по пути в Сибирь, согревает девушку и Раскольникова на каторге.
4. Символика эпизодов.
Некоторые вещи, требуют конкретного пояснения. Это нужно для наиболее глубокого осмысления произведения. Порой мелкие детали остаются незамеченными, что искажает понимание текста. Возьмем, к примеру, кресты на шее у Алены Ивановны, кресты Софьи и Лизаветы. В момент совершения греха Раскольников увидел на шее старушки-процентщицы два креста: медный и кипарисный. Кипарисный крест означает простонародность. Так же, следует отметить, что Иисус был распят именно на кипарисном кресте. Раскольников не взял эти вещи. Вероятнее всего из-за того, что они ничего не стоили. А вот автор хотел показать нам, что Раскольников отрекается от Бога, не взяв эти кресты. Крест, как символ, означает жизнь.
Герою произведения в комнате убитой сразу бросается на глаза огромный киот. Но он не уделяет этому должного внимания. Эти образа должны были остановить грешника, но Раскольников не подчинился Богу.
Следующие кресты – Сонин и Елизаветин. Елизавета до своей гибели дает Соне свой медный крест. Это говорит о том, что уже после смерти ее душа вселяется в Соню и продолжает жить там, помогая Раскольникову вернуться на правильный путь. Вот откуда берется набожность Сони. А она же передает свой кипарисный крест Родиону, чтобы тот был защищен от темных мыслей.
Обратим внимание на место, где Раскольников прячет украденные вещи. Как уже упоминалось выше, это было рядом с 4-х этажным зданием в тупике. А именно, он спрятал их под большим камнем. Камень есть то, под чем герой захоронил все украденное, т.е. он не воспользовался тем, ради чего загубил двух сестер. Преступление привело его в жизненный тупик.
Каково окружение человека, таков и он сам. В нашем случае говорится о комнате Раскольникова. Она изменяется. Например, до убийства, комната Раскольникова сравнивалась с «клетушкой», а после – «гробом». Это и понятно, ведь сначала герой произведения жил как птица в клетке, был ограничен, не хватало ему свободы, не было денег. Ведь как мы помним, он бросил университет и нигде не работал. Естественно, как любому человеку, ему эта закрепощенность не была приятна. И вот он находит в себе смелость и убивает старуху. В итоге он «убил себя», заживо схоронил в «гроб».
У каждого писателя свой Петербург. У Пушкина он «строгий» и «стройный». Петербург Достоевского – каменный город, потому что «Петр» — камень, а «бург» — город. Писатель рисует его безжизненным, душным, пыльным, гнетущим. Петербургские углы, грязные подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры… Этот Петербург принадлежит Достоевскому.
Квартиры, в которых живут персонажи, так же не отличаются уютом. Город не только желтый, но и серый, как старые черно-белые фильмы. Такой Петербург не наводит на людей веселые мысли. Он становится своеобразным соучастником преступления.
Раскольников довольно долго выбирал орудие совершения преступления и, в конце концов, остановился на топоре. Вернее, Достоевский сделал этот выбор… Здесь следует обратиться к истории. «Преступление и наказание» было написано в 1865-1866гг. Этот период известен многочисленными бунтами крестьян, недовольными последствиями реформы 1861г. Теперь вспомним лозунг Г. Чернышевского: «К топору зовите Русь». Наблюдается связь смысла произведения с революционными движениями тех лет. Так как убийство Алены Ивановны ни к чему хорошему не привело, и Ф.М. Достоевский, будучи почвенником , хочет таким образом показать читателям, что революция в стране не облегчит ситуацию, а лишь приведет к тяжелым последствиям.
Рассмотрим следующий случай, связанный с убийством. Заметьте, что Раскольников убил старуху обухом топора, когда острие было направлено прямо к нему. Мы же понимаем, что ему лучше было бы совершить свое коварное дело острием, но писателя понадобилось написать именно так. Раскольников признается об этом Соне, говоря: «Я себя убил, а не старушонку!» Значит вот разгадка к загадке. А Лизавету Ивановну убил острием. Про нее Раскольников и не вспоминает потом, как будто и не убивал. Все потому, что она простила его грех, протянув перед смертью ему свою руку. Однако не покинула читателя, о чем ранее и было сказано.
Хотелось бы обратить внимание на письмо Пульхерии Александровны своему сыну, Родиону Раскольникову. Приведу цитату из текста: «она… больше себя самой любит…». Как мы знаем из заповедей Бога, «люби ближнего своего как самого себя». Сестра Родиона, Дуня, любит брата своего больше самой себя, как Бога. Прочитав письмо в начале произведения, можно понять, что в конце романа Раскольников обязательно исправится, потому что если человек любим, то он не пропадет, а Родион Раскольников именно такой человек. Из всего написанного чуть выше ясно, что можно понять судьбу героя прямо в начале произведения.
Глава 5. Символика снов.
Первый сон о том, как семилетний мальчик Родион видит, как сечет свою лошадь пьяный его владелец, и ему становится жутко на это смотреть, он начинает плакать, просить отца, чтобы он его увел оттуда. Теперь мы знаем, что в сердце Раскольникова было открыто добру, но зло одержало победу, в итоге его кумиром стал Наполеон.
После совершения преступления, в бреду, Раскольников видит второй сон. В нем он опять собирается убить старушонку, но у него не получается. Она хохотала, и люди, что пришли смотреть на это, тоже смеялись и не могли остановиться. Раскольников впал в недоумение и хотел закричать от бессилия, но проснулся. В моем понимании, сон дает возможность не убивать Алену Ивановну. Раскольников хотел верить, что он может убить и что его боятся «твари дрожащие», но старушонка все не умирала и люди вокруг не пугались его, а только смеялись над его бессилием.
Последний кошмарный сон описывает состояние мира, в котором каждый заражен сознанием собственной правоты. Достоевский говорит, что все преступления и даже войны происходят по нашей глупости, потому, что мы всегда хотим поставить себя выше других и готовы пойти на все ради этого. И Раскольников после этого сна освобождается от своей пагубной, разрушительной теории и возрождается к новой жизни.
Вот насколько глубоко можно вчитаться в роман, насколько по-разному его можно понять. Я считаю, что Ф.М. Достоевский употреблял символику в «Преступлении и наказании» не для того, чтобы скрыть смысл, но для того, чтобы глубоко раскрыть его. Роман Достоевского нельзя читать «по диагонали». Символика «Преступления и наказания» должна быть понята всеми читателями, чтобы не сочли Раскольникова за отъявленного убийцу, чтобы произведение не потеряло свой религиозный смысл и поучительную задачу. Н.А. Бердяев писал: «Достоевский был не только великий художник, он был так же великий мыслитель и великий духовидец».