Таинство природы. Вулкан

Надежда ГАЛСТЯН,

воспитатель

 

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

– познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности;

– формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют;

– развивать мышление, логику, творчество ребенка;

– поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания;

– воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;

– активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.

Оборудование: слайды и картины об устройстве вулканов, набор для проведения опыта, макет горы, сода, уксус, средство для мытья посуды, краситель (гуашь).

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Ото сна гора проснулась, забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось много дыма, сажи, пепла.

Лаву льет, как мед, густую.

Как назвать гору такую? (Вулкан)

– Ребята, сегодня мы с вами узнаем много познавательного и интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они извергаются, спят, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать увлекательная викторина, с вопросами про вулканы. Вы любите викторины и опыты? В конце занятия ещё мы свами поиграем в игру «Вулканологи».

– Что такое вулкан? Может быть, кто-то уже знает (видел по телевизору, смотрел картины)?

– Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки вливаются на поверхность земли.

Откуда взялось такое название – вулкан?

– Слово вулкан происходит от имени одного из древнеримских богов –бога огня и кузнечного дела Вулкана. Он повелевал огнем и молниями. Древние люди верили, что Бог помогает кузнецам с помощью огня изготавливать орудия труда из железа. А когда Вулкан работал в своей кузнице, через кратер вырывался дым и пламя. В честь этого бога римские люди назвали остров и гору – Вулькано. А позднее вулканами стали называть все огнедышащие горы. (Показ слайда (картин) обустройстве вулканов.)

– Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У неё есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскалённая порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он находится на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом. Она называется магма.

Почему извергаются вулканы?

– В пещере накапливается магма, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх, и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву.

Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.

Физминутка «Извержение вулкана»

– Ребята давайте мы с вами покажем извержение вулкана! Сядем все на корточки или на пол. Мы – это магма в подземной пещере. А теперь начнем закипать и бурлить. Будем махать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь наш вулкан вырывается через жерло наружу. (Дети подскакивают и тянут руки вверх.) Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.

Интересные факты о вулканах

Они бывают спящие (потухшие)и активные.

Активные вулканы – это те, которые извергались, за последние 10 тыс. лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся.

Все вулканы давно изучают ученые-вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется самый большой вулкан на планете или будет еще дремать.

Самым большим вулканом на планете, если взять высоту от уровня моря, считают О хосдель-Саладо. Он находится в Южной Америке и считается спящим.

Самый опасный вулкан расположен в Мексике. он называется Попокатенетль.

– Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда-нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатенетль может погубить много живого вокруг себя.

На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Жарят шашлыки, рыбу и угощают людей!

– А теперь давайте сами попробуем устроить извержение вулкана!

Опыт в детской лаборатории

С детьми изготовили заранее макет горы.

На стол ставим поддон. Это будет остров. На него поставим гору. Внутри горы находится бутылка. В неё всыпать заранее крашеную соду, влить средство для мытья посуды. Вокруг горы можно насыпать камешки, песок. Расставить фигурки игрушечных животных и растений. Так картина станет реалистичней выглядеть. В емкости развести гуашь (красного и оранжевого цвета) и вылить в посуду с содой, перемешать. Так будет готова магма.

А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!

Внимание!

Не проливать уксус, чтобы дети не дышали этим запахом.

Детям нельзя приближаться больше 1.5 м. Смотрят на расстоянии.

Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.

Детям обязательно понравится этот увлекательный и познавательный опыт.

После опыта мы идем в другое помещение (спальню), где будем играть в игру, а группа проветривается.

Игра «Вулканологи»

Самые активные участники будут учеными-вулканологами (девочка и мальчик). Теперь выбираем 3 – 4 самых сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.

Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка-вулканолог берет девочек, и приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик-вулканолог приводит мальчиков «вталкивая» их в жерло:

Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.

Все, кто не влез в жерло это –животные (лисы, волки, медведи) они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили и вывалились на пол из круга. Все веселятся.

Теперь идем в группу и проведем «Викторину».

(Викторина поможет маленьким следователям, закрепить полученные знания.)

Вопросы

  1. Откуда взялось название «вулкан»?
  2. Каким ремесленникам помогал бог огня?
  3. Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?
  4. Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?
  5. Что такое кратер?
  6. Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?
  7. Какие бывают вулканы?
  8. Кто такие вулканологи?
  9. Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово….
  10. Как называется самый опасный вулкан?

(В конце занятия воспитатель предлагает детям смотреть картины, книги про вулканы.)

Воспитатель. На следующем занятии мы нарисуем вулкан, на основании полученных знаний. (Так из рисунков в группе получится почти настоящая научно-познавательная выставка про вулкан.)