Таинство природы. Вулкан
Надежда ГАЛСТЯН,
воспитатель
Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи:
– познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности;
– формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют;
– развивать мышление, логику, творчество ребенка;
– поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания;
– воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;
– активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т.д.
Оборудование: слайды и картины об устройстве вулканов, набор для проведения опыта, макет горы, сода, уксус, средство для мытья посуды, краситель (гуашь).
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Ото сна гора проснулась, забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось много дыма, сажи, пепла.
Лаву льет, как мед, густую.
Как назвать гору такую? (Вулкан)
– Ребята, сегодня мы с вами узнаем много познавательного и интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они извергаются, спят, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать увлекательная викторина, с вопросами про вулканы. Вы любите викторины и опыты? В конце занятия ещё мы свами поиграем в игру «Вулканологи».
– Что такое вулкан? Может быть, кто-то уже знает (видел по телевизору, смотрел картины)?
– Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки вливаются на поверхность земли.
Откуда взялось такое название – вулкан?
– Слово вулкан происходит от имени одного из древнеримских богов –бога огня и кузнечного дела Вулкана. Он повелевал огнем и молниями. Древние люди верили, что Бог помогает кузнецам с помощью огня изготавливать орудия труда из железа. А когда Вулкан работал в своей кузнице, через кратер вырывался дым и пламя. В честь этого бога римские люди назвали остров и гору – Вулькано. А позднее вулканами стали называть все огнедышащие горы. (Показ слайда (картин) обустройстве вулканов.)
– Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У неё есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскалённая порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он находится на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом. Она называется магма.
Почему извергаются вулканы?
– В пещере накапливается магма, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх, и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву.
Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.
Физминутка «Извержение вулкана»
– Ребята давайте мы с вами покажем извержение вулкана! Сядем все на корточки или на пол. Мы – это магма в подземной пещере. А теперь начнем закипать и бурлить. Будем махать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь наш вулкан вырывается через жерло наружу. (Дети подскакивают и тянут руки вверх.) Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.
Интересные факты о вулканах
Они бывают спящие (потухшие)и активные.
Активные вулканы – это те, которые извергались, за последние 10 тыс. лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся.
Все вулканы давно изучают ученые-вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется самый большой вулкан на планете или будет еще дремать.
Самым большим вулканом на планете, если взять высоту от уровня моря, считают О хосдель-Саладо. Он находится в Южной Америке и считается спящим.
Самый опасный вулкан расположен в Мексике. он называется Попокатенетль.
– Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда-нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатенетль может погубить много живого вокруг себя.
На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Жарят шашлыки, рыбу и угощают людей!
– А теперь давайте сами попробуем устроить извержение вулкана!
Опыт в детской лаборатории
С детьми изготовили заранее макет горы.
На стол ставим поддон. Это будет остров. На него поставим гору. Внутри горы находится бутылка. В неё всыпать заранее крашеную соду, влить средство для мытья посуды. Вокруг горы можно насыпать камешки, песок. Расставить фигурки игрушечных животных и растений. Так картина станет реалистичней выглядеть. В емкости развести гуашь (красного и оранжевого цвета) и вылить в посуду с содой, перемешать. Так будет готова магма.
А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!
Внимание!
Не проливать уксус, чтобы дети не дышали этим запахом.
Детям нельзя приближаться больше 1.5 м. Смотрят на расстоянии.
Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.
Детям обязательно понравится этот увлекательный и познавательный опыт.
После опыта мы идем в другое помещение (спальню), где будем играть в игру, а группа проветривается.
Игра «Вулканологи»
Самые активные участники будут учеными-вулканологами (девочка и мальчик). Теперь выбираем 3 – 4 самых сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.
Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка-вулканолог берет девочек, и приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик-вулканолог приводит мальчиков «вталкивая» их в жерло:
Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.
Все, кто не влез в жерло это –животные (лисы, волки, медведи) они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили и вывалились на пол из круга. Все веселятся.
– Теперь идем в группу и проведем «Викторину».
(Викторина поможет маленьким следователям, закрепить полученные знания.)
Вопросы
- Откуда взялось название «вулкан»?
- Каким ремесленникам помогал бог огня?
- Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?
- Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?
- Что такое кратер?
- Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?
- Какие бывают вулканы?
- Кто такие вулканологи?
- Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово….
- Как называется самый опасный вулкан?
(В конце занятия воспитатель предлагает детям смотреть картины, книги про вулканы.)
Воспитатель. На следующем занятии мы нарисуем вулкан, на основании полученных знаний. (Так из рисунков в группе получится почти настоящая научно-познавательная выставка про вулкан.)