Свет и тепло в доме
№46
(Занятие в подготовительной группе с использованием технологий ТРИЗ)
Алсу РИЗАЕВА,
воспитатель Центра развития ребенка—детского сада № 236 г.Казани
Цели:
образовательная: показать становление системы искусственного освещения, а также последовательность и особенность ее поэтапного развития;
воспитательная: воспитывать любознательность;
развивающая: развивать творческую интуицию, способность прогнозировать объект будущего.
Оборудование: керосиновая лампа, настольная лампа, свечи, презентация светильников, сундук.
Словарная работа: введение новых слов: эпоха, фитиль.
Ход работы
Воспитатель (в роли Джина). Ой, где я оказался, кто я? Помню только Восток…. Алладин.. Кто я?
Дети. Джин!
Джин. Ой, я переместился в вашу эпоху, а моя лампа-то осталась в прошлом!
Постойте, смотрите сосуд, там что-то есть… Письмо… Давайте прочитаем! Там написано… загадка.
Дом – стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется –
Ярким пламенем зажжется.
Джин. Ребята, как вы думаете, что это?
Дети. Настольная лампа!
(И тут воспитатель обращает внимание на настольную лампу, стоящую где-то неподалеку.)
Джин. Ой, а это она? А для чего она?
Дети. Стол освещать!
Джин. А из чего она состоит?
Дети. Выключатель, лампочка, шнур, плафон.
Джин. А для чего плафон?
Дети. Защищает глаза, для красоты, рассеивает свет.
Джин. Частью чего является лампа?
Дети. Частью всех светильников, электричества.
Джин. Да, верно.
Джин. Итак, лампа освещает, помогает осветить. А что, наоборот, мешает освещению?
Дети. Шторы, бумага, стекло…
Джин. Верно! А, наверняка, у настольной лампы тоже есть друзья, какие, как вы думаете?
Дети. Свет, лампочка, телефон.
Джин. Верно! А что вредит нашей лампе?
Дети. Вода, ржавчина, пыль. Если воду пролить, может замкнуть.
Джин. А какие лампы вам известны?
Дети. Настольная, дневная, обыкновенная, в телевизоре, светильник.
Джин. Да! А какие бывают источники света?
Дети. Лампочка, фонарик, телевизор, свеча, Луна, спичка, светильник, торшер.
Джин. А теперь отвернитесь, закройте глаза… Сосчитаем до пяти!
О-ой, мы в пещере! Здесь темно … Слайд. Пещеры
Мы очутились в том времени, когда еще не было электричества. Как темно! Как раньше можно было осветить пещеру?
Дети. Огонь развести.
Джин. Правильно! Потрогайте, что вы чувствуете?
Дети. Чувствуем камни, холод.
Джин. А чем здесь пахнет?
Дети. Сыростью.
Джин. Давайте, снова закроем глаза… Ахалай-махалай… Топну, хлопну… Посмотрите, где мы очутились?
Дети. В доме.
Джин. В каком?
Дети. В деревянном.
Джин. Верно! А дома можно было разводить костер?
Дети. Неет!
Джин. А чем освещали деревянные дома? (Выслушивает ответы и дает новую информацию, если она не известна.)
Джин. Раньше дома освещались по-другому. Например, с помощью лучины – длинной тонкой деревянной палочки – лучины (изображение). Лучину ставили над емкостью с водой, чтобы угольки не падали на пол (т.к дома раньше были деревянными). Еще дома освещались с помощью свечки. (Рассматриваем фитиль и воск.) А когда мы еще зажигаем свечи?
Дети. День рождения, Новый год, когда свет гаснет.
Джин. Правильно! А что мы чувствуем, когда она горит?
Дети. Радость, тепло.
Джин. Ребята, а хорошо свеча освещает? Много ли дает света?
Дети. Нет.
Джин. Верно. Не так давно использовали для освещения дома керосиновые лампы. (Рассматриваем фитиль, стекло.) Фитиль пропитан маслом, поэтому так хорошо горит. А зачем лампе стеклянный абажур?
Дети. Чтобы не обжечься, от ветра.
Джин. Правильно! А сейчас, в вашей эпохе, чем освещают дома?
Дети. Лампочками, люстры в домах.
Джин. Да, после керосиновых ламп появились лампочки.
А вы знаете, что люди придумали электрическую лампочку не очень давно, чуть больше ста лет.
История электрической лампочки представляет собой целую цепь открытий и изобретений, сделанных разными людьми в разное время. Электротехник из России Яблочков в 1876 году в г.Париж создал конструкцию лампы. Настоящий переворот в создании лампочки совершили опыты американского изобретателя Эдисона. Именно с лампочки Эдисона, электрическое освещение стало действительно массовым, придя в дома простых людей. Вот так!
Джин. А теперь, давайте, вспомним все, о чем мы говорили: с помощью чего освещали дома? (Повторяем.) Как появилась лампочка? Кто ее создал?
Молодцы! А теперь мне пора. Ой, а лампа-то моя осталась ведь в прошлом. А настольная лампа то мне приглянулась. Вы такие умные и мудрые, может вы мне создадите лампу новую, лампу будущего, которой бы ничего не вредило! Давайте придумаем и нарисуем. Но ваша лампа станет настоящим шедевром только в том случае, если вы будете рисовать самостоятельно, никому не будете показывать. Ведь это будет ваше изобретение!
(Рисование лампы будущего.)
Джин. До свидания, ребята! Вы – молодцы! Отличные лампы получились! А вам понравилось?
Дети. Да!