Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций

№165

Ильсия ИСМАГИЛОВА,

учитель физической культуры средней школы №31»  г.Нижнекамска

Актуальность статьи. Что же такое эмоции? Ведь человек часто задумывается над тем, что представляют собой эмоции и зачем они нам нужны. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, средством которых субъект узнает о значимости происходящего.Благодаря эмоциям мы начинаем лучше осознавать друг друга, можем, не воспользовавшись речью,  оценить состояния друг друга и даже настроиться на взаимную деятельность и общение.

Благодаря современной концепции теории эмоции, можно сказать о том, что любые взаимоотношения человека с внешним миром находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональными состояниями. Потому что мир переживаний человека так или иначе определяет его отношение к происходящему вокруг него событиям.

Есть многие исследователи, которые занимались изучением эмоций и эмоциональных состояний – это: П. К. Анохин, П. В. Симонов, Г. Ланге, А. Н. Леонтьев, Л. Фестингер, У. Кеннон и другие.

А. Н. Леонтьев считал, что: «Эмоции исполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том значении, что они не считаются психическим отражением  самой предметной действительности». Ведь, особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между потребностями и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта. [9]

Мир эмоций очень сложен и разнообразен. Тонкость его организации и разносторонностьвыражения часто никак не осознается лично человеком. Потому что от них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам. Оценка собственных действий и поступков.

Благодаря возникшей эмоции наш организм имеет возможность быстро и   выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму и другие конкретные параметры.

Эмоции в широком смысле слова – это психофизиологический парадокс, поэтому о переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных уменьшений, частоте дыхания) [2].

Как мы знаем, эмоции не всегда желательны. Ведь выражая свои эмоции мы можем поставить человека в неловкое положение, например, выдав его чувства по отношению к другому человеку. В таких моментах желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Г. Н. Лангле один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описанию физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. При радости могут проявится такие характерные движения, как жестикуляция, хлопание в ладоши.

При печали происходят обратные сдвиги: его движения медленны, голос слабый, речь растянутая. [15].

Гнев же сопровождается резким покраснением, напряжением мышц руки, например, сжимание пальцев в кулак.

У разных людей проявление эмоций проходит по – разному, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность.

Эмоции играют важную роль в поведении и деятельности человека. Эмоции помогают оценивать происходящее вокруг нас и в нас самих. Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие.

Отсутствие  проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций. Человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и грусть, гнев и вину, мы бы не были в полной мере людьми. Потому что эмоции стали одним из признаков человечности. В жизни также не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии. Не зря Аугусто Кюри писал: «Эмоциональное деление умножает счасть».

В истиннее время неувязка чувств в прогрессивной психологии изобретена существенно не в такой мере, нежели остальные сферы эмоционального познания. Поэтому нерешенных вопросов психологии чувств существенно более, нежели решенных и созданных.

На сегодняшний день эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Также известно, что эмоции имеют широкий смысл и являются немаловажными составляющими темперамента и личности.

Так же и в спорте. Почему я решила взять в примеры спорт, потому что сама с 2008 года активно занимаюсь спортом. В 2015 году я окончила спортивную школу на отделении «Волейбол», с достаточно высоким результатом: первый взрослый разряд. После чего я решила, что пойду по стопам своего тренера и закончила Нижнекамский Педагогический колледж. Сейчас работаю учителем физической культуры в МБОУ «СОШ №31» НМР РТ.

Ведь обучение детей предполагает не только развитие у них определенной системы знаний, умений и навыков (ЗУН), но и развитие эмоционального отношения к самому себе и окружающему миру.Как говорил Л.С. Выготский, все изменения, которые происходят на протяжении детства в познавательной деятельности, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка [5].

Эмоции – это сложная сфера, не каждый способен управлять ими.

Индивидуальности чувств в спортивной деловитости – наверное их воздействие на окончательный итог и реакция теснее на шаге восприятия итога. В спорте проявление эмоций могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на поведения человека, впрочем, как и  в остальных сферах жизнедеятельности.

Как сказала Э. А. Голубева «Эмоциональность – это и черта темперамента, и характеристика индивидума со стороны эмоциональной сферы».

Вот даже если взять, к примеру,эмоциональные переживания, связанные с ходом спортивной борьбы. Обычно эти эмоции всегда имеют очень напряженный характер,  ведь в них отражается большие усилия, направленные на достижение победы или же наилучшего результата. Ведь по своей интенсивности эти  эмоции намного превышают те эмоциональные состояния, которые человек испытывает в повседневной деятельности. В процессе спортивной борьбы при успешном исполнении серьезного приема (например, когда волейбольный мяч забили в поле на сторону соперника) чувственное переживание фуррора имеет возможность добиться ступени буйного аффекта веселья. А при неудачных, соответственно, наоборот: наступает чувство растерянности, неуверенности в себе и упадок сил.

Можно сказать, чтояркие и сильные эмоциональные переживания, глубоко захватывающие личность спортсмена и оказывающие огромное влияние на его деятельность: одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят бессильный характер.

Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие человека, показывают, что позитивные эмоции таят в себе целительные силы широкого спектра не только в плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. В то время, как негативные эмоции в определенных условиях не только подрывают физическое и душевное здоровье, но и самым пагубным образом влияют на личностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.

Эмоции человека исследуются более 2 тысяч лет, однако только крайние десятилетия они стали изучаться семимильными шагами. Но несмотря на прикладываемые  стремления  и понимание значимости в жизни человека, до сих пор не выработана ни единичная концепция чувств, ни единичная классифицирование. Важно одно: научиться править эмоциями для личного блага и блага находящихся вокруг.

Взрослый человек, благодаря своему опыту и положительному, и отрицательному умеет контролировать свои эмоции. Задача учителя – научить этому ученика. В своей работе я использую следующие приемы:

  1. Тренинги
  2. Беседы
  3. Разбор ситуаций не только по итогам, но и на этапе подготовке  к детским соревнованиям
  4. Эмоциональная поддержка наставника и др.

 

Список литературы:

  1. Морозов В.П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды 1964 – 2016. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2017. – 398 с.
  2. Резепов И.Ш. Общая психология: Учебное пособие / Резепов И.Ш. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 110 с.
  3. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский – М.: Книга по требованию, 2012. – 160 с.