Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Гульсия ЗИГАНГАРАЕВА,
преподаватель истории и обществознания, высшей квалификационной категории Атнинского сельскохозяйственного техникума им. Г.Тукая
Предметом данной работы является тематическая разработка урока по дисциплине «История» на тему: «Сталинградская битва в истории нашей страны».
На изучение данной темы я выделяю отдельный урок, так как Сталинградская битва имела важное политическое и стратегическое значение, а также ее исход оказал огромное влияние на исход Второй мировой войны. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях Сталинградской битвы, воспоминания ветеранов, художественные и документальные хроники тех далёких дней. Особенностью данного урока является то, что в нем презентации исследовательских работ обучающихся, материал о памятниках героям Сталинградской битвы. Изучение этой темы способствует развитию чувства патриотизма у обучающихся, осознании того, что именно человек – участник истории.
Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрет в плену,
И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград…
(А.Тарковский)
Урок по истории «Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны» разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации обучающихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний обучающихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
Задача урока заключается в направленности на то, чтобы объяснить студентам то, что мы обязаны помнить о кровавых следах фашизма, обязаны помешать его реставрации в новых формах.
Цели урока:
– повторить, обобщить и закрепить знания, полученные при изучении материала по блоку;
– контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся;
– воспитание в обучающихся чувства патриотичности и гордости за подвиги своих дедов;
– закрепление основных понятий;
– способствовать развитию самостоятельной работы обучающихся;
– развивать умения обучающихся анализировать, делать выводы, работать с картой;
– на примере подвигов М.Паникахи, Н.Сердюкова, Я.Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний.
Форма урока: урок-исследование с элементами урока-аукциона.
Оборудование для урока: карта «СССР в годы Великой Отечественной войны», схема «Сталинградская битва», слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до Рейхстага», выставка книг по теме, презентация «Великая Отечественная война», видеофильм «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».
Словарь урока: коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция «Уран», «Сатурн», «Кольцо».
Важные события:
17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.
19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.
23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль — Аламейна.
22 декабря 1942 г. – учреждена медаль «За оборону Сталинграда» (ею было награждено свыше 707 тысяч участников битвы).
1 мая 1945 г – приказом Верховного главнокомандующего Сталинграду было присвоено почётное звание города-героя.
8 мая 1965 г. – в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
В ознаменование подвига героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в 1963 – 1967 годах был сооружён мемориальный комплекс.
Выдающиеся личности: Г.К.Жуков, Н.Н.Воронов, А.М.Василевский, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев.
Ход занятия
I. Организационный момент
Преподаватель. Мы сейчас живем в мирное время. Никто из вас не знает войны, но вы слышали о ней от старших, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Летят годы. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становиться страницей истории. Все меньше и меньше остается очевидцев реальных событий тех лет. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Потому что мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Именно сегодня история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой безнадежной, ситуации всегда есть выход!
Четыре долгих года, 1418 дней шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать … 38 лет!
- II. Актуализация знаний обучающихся
Фронтальный опрос.
- Когда началась Вторая мировая война?
- Кто ее развязал?
- Объясните этимологию слова «фашизм».
- Кто был во главе фашистов?
- Когда немцы напали на Советский Союз?
- Почему война называется Великой Отечественной?
Видеоролик о войне
Преподаватель. Ребята, скажите, что вы чувствуете, видя эти кадры, какие эмоции у вас возникают? Как вы думаете, какие события иллюстрирует этот ролик?
Обучающиеся. Это кадры из фашистских концлагерей, где во время войны уничтожалось мирное население.
Мы видели бараки, в которых содержались мирные ни в чём не повинные люди, камеры пыток, в которых они безжалостно истязались и уничтожались, печи и рвы, ставшие для них последним мучительным пристанищем. На этих кадрах мы видели не только взрослых людей, но и детей.
Война – страшное слово. Война ранит и калечит не только воинов, она оставляет глубочайшие раны на сердцах тех, кто любит и ждёт, верит и помнит своего сына, брата, отца, мужа, деда.
Преподаватель. Да, действительно, тема войны – страшная тема, но мне, как учителю, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность. Для чего спросите вы? Да для того, чтобы вы никогда, никогда не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких…
А вот как сражались советские солдаты с немецко-фашистским злом, мы узнаем в процессе сегодняшнего урока, темой которого будет «Сталинградская битва: коренной перелом в войне».
III. Повторение материала, изученного ранее
Преподаватель. В течение предыдущих уроков вы изучали события 1939 – 1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом Второй мировой войны и непосредственно началом Великой Отечественной войны. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.
1-е задание. Показать на карте схеме основные группировки немецких войск и направления их ударов согласно плану «Барбаросса».
2-е задание. Сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
3-е задание. Сейчас вы увидите военную кинохронику. Ваша задача рассказать о событиях, которые иллюстрирует этот ролик.
Преподаватель. Что вы видели на этих кадрах? Солдат? Каких солдат? Есть ли оружие? В какой они форме?
- IV. Постановка проблемного вопроса
Преподаватель: Итак, сейчас мы с вами вспомнили обстановку на фронте в 1941 г. А вот как развивались события далее вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого, мы должны определить, стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?
На доске основное понятие «коренной перелом в войне» – процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно-политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей успех, к другой стороне, отразившей удары противника, захватившей инициативу и получившей подавляющее военно-экономическое превосходство.
- V. Изложение нового материала преподавателем
В результате кампаний 1941 – 1942 года, на фронте сложилась обстановка, которую точнее всего будет назвать неустойчивым равновесием, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контрнаступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря…
Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.
- VI. Закрепление восприятия обучающимися (просмотр видеоролика)
I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.).
В середине июля 1942 немецкие войска устремились на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под командованием генерала Ф.Паулюса.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены значительно укрепить свои силы. С других участков фронта, в том числе и с главного направления – Кавказского, к Сталинграду были переброшены 3 танковые, 2 моторизованные и 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу.
Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции. Ценой огромных потерь 6-й немецкой армии за месяц беспрерывных боёв удалось к середине августа выйти на правый берег Дона в его малой излучине. 4-я немецкая танковая армия, снятая с Кавказского направления, устремилась с юга в обход главной группировки советских войск и к середине августа вышла на ближние подступы Сталинграда. После ожесточённых боёв 6-й армии удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.
В этот день фашистская авиация подвергла жесточайшему бомбовому удару весь город, совершив 2 тыс. боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.
Под ударами немецких войск части Красной Армии к исходу 2 сентября отошли непосредственно к городу и заняли внутреннюю оборону. Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. Завязались упорные бои на окраинах города.
VII. Проверка восприятия
Преподаватель. На этом моменте закончился I этап битвы за Сталинград. Какую характеристику мы можем дать ему? Можно ли уже говорить о переломном моменте в войне? Если да, то в чью сторону он произошёл?
Обучающиеся. Момент был переломным, но не в ходе войны, а в ходе конкретной битвы, т. к. инициатива перешла на сторону немецких войск.
Преподаватель. Таким образом, I этап прошёл под знаком побед немецких армий, которые подошли к окраинам Сталинграда.
II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)
Преподаватель. Гитлер непрестанно требовал во что бы то ни стало взять город. Сосредоточив против ослабленных в боях советских армий, непосредственно оборонявших город, превосходящие силы пехоты и танков, немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А. И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев.
Удивительный подвиг совершило подразделение Павлова, удерживающее одно из городских зданий в течение 59 дней. Он так и называется сейчас домом Павлова.
К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.
Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В.И.Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М.С.Шумилов).
VIII. Работа по содержанию архивного документа (Из воспоминаний маршала В. И.Чуйкова, командующего 62-й армией.)
Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой. (Дается характеристика данного этапа сражения.)
Обучающиеся. Советские войска в тяжелейших боях измотали и обескровили крупную группировку немецких войск, остановили её и создали условия для перехода Красной Армии в контрнаступление.
Преподаватель. Верно, 11 ноября 1942 года немецкие войска предприняли последнюю попытку штурма города.
III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)
Преподаватель. Ещё в ходе оборонительного сражения под Сталинградом советское командование приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. Для достижения этой цели имелись все условия. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск современной боевой техники. В тылу заканчивалось формирование резервных армий, в том числе танковых. Осенью 1942 г, в результате больших потерь, понесённых немецкими армиями под Сталинградом и на Кавказе, общее соотношение сил на советско-германском фронте изменилось в пользу Красной Армии.
Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фланга противника и к перелому в ходе войны.
Просмотр видеоролика
Преподаватель. Для уточнения деталей плана, получившего условное название «Уран», под Сталинград в сентябре 1942 г. выехал заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуков и начальник Генерального штаба А.М.Василевский.
К ноябрю все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября 1942г. план контрнаступления утвердил И.В.Сталин.
Ставка намечала нанести главные удары силами двух фронтов – Юго-Западного (командующий Н.Ф.Ватутин) и Сталинградского (командующий Д.И.Ерёменко), по сходящимся направлениям, окружить и разгромить войска противника, находившиеся в междуречье Волги и Дона.
На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить внезапность перехода войск в контрнаступление.
Просмотр видеоролика
Преподаватель. В 7 ч 30 мин 19 ноября 1942г. советская артиллерия открыла шквальный огонь по противнику, занимавшему оборону на правом берегу Дона, северо-западнее Сталинграда. Удар артиллерии был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать.
Затем в прорыв были введены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта, которые устремились с севера на юг и на юго-восток. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, расположенные южнее Сталинграда. В этот же день они прорвали оборону противника и устремились на северо-запад, навстречу наступавшим частям Юго-Западного фронта.
- IX. Работа по содержанию архивного документа.
(Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом.)
Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…
Просмотр видеоролика
Преподаватель. Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага – 6-я и4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны.
Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г.предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
- X. Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?
Обучающиеся. Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировке. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г.
Просмотр видеоролика
Преподаватель. 31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть.
Всего же в ходе Сталинградской битвы противник потерял 800 тыс. чел., 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолётов. Всего в плен была взята 91тыс. чел., в т.ч. 24 генерала.
- XI. Итог
Преподаватель. Так завершилось одно из крупнейших сражений ВОВ.
– Какое значение на ход войны оказала победа в Сталинградской битве?
– На данном этапе можно говорить о переломе в ходе войны? Почему? Докажите.
Обучающие. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.
Преподаватель. Разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа.
XII. Закрепление изученного материала
– Укажите на карте район, где были окружены войска генерала Ф.Паулюса.
– Какие факты позволяют нам сказать о том, что победоносное шествие немецких войск было остановлено?
Кроссворд
XIII. Рефлексия по итогам урока, выставление оценок
Источники информации
- Артемов В.В. История: учебник для нач. и сред.проф. образования: в 2 ч.Ч.2. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Загладин Н.В.,Петров Ю.А. История. Конец XIX-начало XXI века.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://history.tuad.nsk.ru/ – История России с древнейших времен до наших дней.
http://historic.ru/ – исторический портал.
http://www.rusinst.ru – сайт Большая энциклопедия русского народа.