Специфика ситуационного проектирования

№40

Ирек ГАЙНУТДИНОВ,

 директор средней   школы с. Нижняя Русь Кукморского района

Проектирование в сфере педагогики – сложный, многоплановый процесс, обладающий рядом особенностей. Прежде всего, остановимся на сущности понятий «проект», «проектирование».

В широком понимании проектом называют все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.

В самом общем виде, по мнению М.Раца и М.Ойзермана, проектирование можно определить как особый вид «строительства будущего».

Н.Алексеев под проектированием понимает «идеальное промысливание и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть».

В соответствии с другой точкой зрения, проектирование – это замысел, план, создание прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Г.Щедровицкий утверждает, что проектирование составляет особую область человеческой деятельности и является сложным и иерархическим образованием со множеством элементов разного рода и массой связей.

По мнению В.Радионова, проектирование – «интеллектуальная по своему характеру деятельность, призванная до «пробы в реальном мире» исследовать, предвидеть, спрогнозировать, оценить последствия тех или иных замыслов… Проектирование относится к деятельностям, направленным на создание возможности деятельности».

Термин «проектирование», относящийся к области технического знания, стал использоваться в педагогике достаточно давно. Многие известные педагоги, так или иначе, касались проблем педагогического проектирования.

Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике по праву может считаться А.Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». А.Макаренко был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», «техники создания нового человека». Он выступал убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры с учетом не только общей цели воспитания, но и способностей и склонностей конкретного воспитанника.

Следующий значительный шаг в развитии понятия педагогического проектирования был сделан несколько десятилетий спустя логиком, философом и методологом Г.Щедровицким, который обосновал возможность применения производственной и инженерной терминологии в различении видов педагогической деятельности.

В 1970-х годах В.Краевский  и другие исследователи, входившие в коллектив сотрудников общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР, при разработке концепции содержания общего среднего образования и концепции процесса обучения активно использовали такие понятия, как конструктивно-техническая (регулятивная) функция педагогики, принципы конструирования содержания образования, принципы конструирования процесса обучения, проект педагогической деятельности, педагогическое проектирование, проектировочная деятельность учителя и др. С позиции данного коллектива исследователей, объектом проектирования выступают идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности.

По мнению В.Краевского, конечная цель всей научной работы в области педагогики – разработка наиболее эффективных систем обучения и воспитания. Такие системы, считает он, далее опредмечиваются в педагогических проектах, «сценариях» практической деятельности в виде учебных и воспитательных планов и программ, учебников, рекомендаций для учителей. Вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов.

К настоящему времени в отечественной педагогике сложились отдельные направления и школы, внесшие значительный вклад в разработку проблемы педагогического проектирования (С.Архангельский, В.Безрукова, В.Беспалько, С.Высоцкая, Е.Заир-Бек, Ю. Кулюткин, В.Монахов, Н.Суртаева, А.Тряпицына, А.Уман, В.Юсупов и др.).

Литература.

1. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст]: учеб.пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков /Е.С.Заир-Бек. – СПб.: Просвещение, 1995. – 243 с.

2. История психологии. XX век [Текст]: Хрестоматия для высш. шк. /Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Академический проект, 2004. – 576 с.

3. Макаренко А.С. Сочинения [Текст]: в 7 т. /А.С.Макаренко. – М.,1958. – Т. 4. – С. 434; Т. 5. – С. 465; Т. 7. – С. 289.

4. Тупицын А. Проектирование в образовании: миф или путь развития? [Текст] /А.Тупицын // Учитель. – 1998. – №1. – С. 15.

5.Щедровицкий Г.П. Избранные труды [Текст] / Г.П.Щедровицкий. — М., 1995. – С. 318.