Специфика работы логопеда в детском саду

 

Гульнара ШАМСУТДИНОВА,

учитель-логопед

детского сада “Светофорик”

г. Буинск РТ

 

 

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Логопед – специалист, играющий ключевую роль в речи детей. Наша речь, правильное произношение звуков формируются с малых лет. Некоторые дети не могут правильно составить предложение. Некоторые могут не повторять то, что говорят родители и т.д.

Речь – высокая психическая функция. Как память, внимание, мышление. Существуют две классификации речевого расстройства. Они клинико-психологические и педагогические. Педагогическая классификация разработана для сбора детей в детском саду в логопедическую группу. ОНР (общее недоразвитие) и ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Как их отличить? ФФНР – легкий случай. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения – лишь верхушка айсберга.

Итак, на что же направлена наша работа:

  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие подвижности органов речи
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи
  • совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух слоги, звуки речи, слова, схожие по звучанию и артикуляции
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в падеже, числе, употреблении слов с предлогами)
  • обогащение, активизация словарного запаса
  • развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму
  • развитие связной речи (составление предложений, текстов по картинке, серии картинок, пересказ текста)

А теперь перейдем к специфике работы логопеда в нашем саду:

– логопедическая помощь оказывается детям с речевыми нарушениями зачисленными на логопункт по итогам логопедической диагностики. Диагностику мы начинаем проводить у детей с пятилетнего возраста, потому что именно к этому возрасту у детей формируется произношение всех звуков.

–занятия индивидуальные и групповые. Длительность занятии соответствуют нормам по СанПИНу: для детей старшей группы – это 25 минут, подготовительной – 30 минут.

–логопедические занятия относятся к дополнительным, однако логопед берет детей с любых занятий в режиме дня.

Для исправления речевых дефектов нам нужна систематическая и длительная коррекционная работа, в которой вам родители отводится главная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители – могут формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– исправлять неправильное произношение легко и ненавязчиво;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Большое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Логопед раздает индивидуальной форме на дом каждому ребенку задания для отработки того или иного звука. Для домашних заданий родители заводят папку примерно с 10 мульти форами и подписывают ее. Туда я вкладывают распечатанные задания для ребенка.

Во время выполнения домашнего задания родители с детьми стараются быть терпеливыми, ласковыми и обязательно хвалят ребенка, стимулируют его к выполнению задания.

Взрослые должны следить за правильностью собственной речи.  Не «сюсюкаться» с малышами.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читать стихи, загадки, сказки, петь песенки вместе с ребенком. На улице наблюдать за явлениями природы, птицами, деревьями, людьми, обсуждать с детьми увиденное. Избегать частого просмотра телевизора, игр в телефоне и за компьютером. Играть вместе с ребенком на свежем воздухе и дома, налаживать речевой и эмоциональный контакт. Очень важно, что бы с раннего возраста дети слышали грамотную, выразительную речь. Хочется выделить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда, а некоторым нужна также помощь невролога, психолога.