Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество
№ 95
Милавша НАЗМУТДИНОВА,
заместитель директора по национальным вопросам гимназии №10 г. Зеленодольска, победитель гранта «Учитель-наставник»
Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами, и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.
В Законе «Об образовании» сказано: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».
Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.
Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Как сложно включиться молодому учителю в ритм современной школы!
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.
В моей деятельности работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Я выбрала целью наставничества: оказание помощи в создании в образовательном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Определила задачи:
– помочь адаптироваться учителю в коллективе;
– определить уровень профессиональной подготовки;
– выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;
– формировать творческую индивидуальность молодого учителя;
– создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в т. ч. навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
– развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.
С целью организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает помощь, которая требуется в процессе учебного года. Перед началом наставнической деятельности я провожу анкетирование молодого специалиста, для выявления проблем и систематизации работы.
Планирую совместную деятельность по следующим направлениям:
– организационные вопросы;
– планирование и организация работы по предмету;
– планирование и организация методической работы;
– работа со школьной документацией;
– работа по саморазвитию;
– работа с классным коллективом;
– работа с родителями;
– контроль за деятельностью молодого специалиста и т.д.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Как наставник, обращаю внимание молодого специалиста:
– на требования к организации учебного процесса;
– требования к ведению школьной документации;
– формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
– ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
– механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечиваю поддержку молодого педагога в области:
–практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
– разработки программы собственного профессионального роста;
– выбора приоритетной методической темы для самообразования;
– подготовки к первичному повышению квалификации;
– освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
– подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Как учитель-наставник в течение учебного года провожу работу в следующих направлениях:
1. Методическая помощь:
– в заполнении электронного журнала, личных дел, журнала здоровья, составлении плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое;
– ведении отчётной документации;
– в подготовке к урокам;
– проведении диагностических обследований;
– ознакомлении с технологией оценивания учебных достижений;
– знакомство с ИКТ и образовательными технологиями на уроках;
– оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий.
2. Консультации:
– консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении»;
– консультация в использовании методической литературы по предметам;
– консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности»;
– знакомство с методами и формами работы с родителями;
– в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся;
– по изготовлению дидактического и раздаточного материалов;
– их использование на уроках.
3. В течении учебного года посещаю:
– уроки;
– родительские собрания;
– классные часы;
– внеклассные мероприятия;
– занятия внеурочной деятельности.
4. Методическая помощь в проведении открытого урока.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.
Подводя итоги, я могу сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. В моей наставнической работе молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в совместной деятельности.