Состояния, требующие оказания первой помощи
№ 158
Мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях
(Урок ОБЖ в X классе)
Делюс ВАЛИУЛЛИН,
преподаватель-организатор ОБЖ Шеморданского лицея «Рост» Сабинского района
Тип занятия: урок изучение нового материала.
Форма проведения: урок-презентация, практика.
Методы: обучающие структуры.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, манекены.
Цель урока: обучение навыкам оказания первой помощи при несчастных случаях.
Задачи урока:
образовательные: научить владению приемами оказания ПМП;
развивающие: развитие умений проведения анализа/самоанализа и оценки/самооценки полученных результатов деятельности, собственной личности; развитие навыков групповой работы, психических процессов;
воспитательные: воспитывать умения сотрудничать в группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, участники! Как хорошо, что мы сегодня все вместе собрались. Как ваше настроения?
II. Мотивация к школной деятельности
Слайд 1. Как хорошо когда мы и нам окружающие люди живы и здоровы .К сожалению в жизни у людей может случиться беда. Смотрим на одну из таких ситуаций. Обратите внимание на экран. (Просмотр видеоролика.)
Учитель. Это одна из ситуаций, с которыми могут столкнуться спасатели. Но в данном случае, исход получился печальный.
Ребята! Какую работу исполнял спасатель? А что могли бы вы сделать оказавшись в подобной ситуации? Как вы думаете, каким образом мы проведём сегодняшнее наше занятие, и как бы вы предложили сформулировать его тему?
Слайд 2. Итак, тема урока: «Состояния, требующие проведения первой помощи. Мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях».
III. Постановка цели и задач урока
Учитель. О чем бы вы на этом уроке хотели узнать и чему научиться?
Важное понятия нашего урока неотложное состояния, поэтому, я хочу чтобы вы постарались написать на рабочих листах определения неотложного состояния.
IV. Изучение нового материала
Слайд 3. Неотложные состояния– тяжелые расстройства жизненно значимых функций, представляющие угрозу для жизни пациента и требующие оказания экстренной помощи.
Слайд 4. К ним относят различные виды шока, обморок, сердечный приступ, приступ бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической комы.
Учитель. Какие виды неотложных состояний вы знаете? Следующее задание на рабочих листах: записать виды неотложных состояний.
Об этом мы должны иметь представление, чтобы суметь помощь пострадавшему. Желательно, всегда под рукой была…
Вот! Вот! Именно я искал, вот здесь написана «Первая доврачебная неотложная помощь», она представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленные на спасения жизни и сохранения здоровье человека проводимых до прибытия медицинских работников. Простейшие мероприятия вы понимаете?
Человек поскользнулся на кожуре банана: но надо выяснить кто это бросил?!
А кто-то говорит что, при вывихе нужно дернуть за ногу. Это правильно?
Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где – то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Пока едет скорая помощь, давайте научимся как нужно оказывать первую доврачебную помощь. .Рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.
Слайд 5. 1-й случай. Во время ДТП пострадало два подростка. У одного наблюдается кровотечение и глубокой резанной раны руки и всё лицо залито кровью, он беспокоен и зовет на помощь. Второй подросток никаких видимых повреждений не имеет, но жалуется на головокружение и ничего, что предшествовало аварии не помнит. Какому из пострадавших первым оказать первый помощь и какую помощь необходимо оказать и почему?
2-й случай. Женщина 45 лет после принятия вертикального положения внезапно потеряла сознание и упала. При осмотре обращает на себя внимание бледность кожных покровов лица у пациентки, на коже лба испарина, дыхание ослабленное, пульс на сонной и лучевой артериях редкий, слабый, мышцы туловища и конечностей расслаблены.
Установите предварительный диагноз по оказанию первую помощь пострадавшему.
3-й случай. В школьной столовой у ученика IX класса во время торопливой еды и разговора появился судорожный кашель, затруднение дыхания. Её беспокоит боль в области гортани. Пациентка растеряна, говорит с трудом, испытывает страх. Лицо цианотично. Осиплость голоса. Периодически повторяются приступы судорожного кашля и шумное дыхание с затруднением вдоха.
4-й случай. Вызов к соседу по гаражу. В гараже, не имеющей вентиляции, обнаружен мужчина, лежащий без сознания около машины с работающим двигателем автомобиля. Со слов очевидцев в гараже находился около 15 минут.
Объективно: на фоне бледных кожных покровов видны ярко-красные пятна, дыхание отсутствует, пульс не определяется, зрачки широкие, без фотореакции, тоны сердца не выслушиваются.
Ребята, как вы думаете правильно ли мы выполнили практическую работу? Перед вами лежит бумажка с правильными алгоритмами ситуационных задач. Возьмите пожалуйста. (Выполнение по алгоритмам.)
V. Заключительная часть
Учитель. Чему мы научились, выполняя практические задания?
А теперь предлагаю еще одну ситуацию.
Слайд 6. Просмотр видеоролика.
По словам министра, в этом году в очередной раз удалось добиться уменьшения числа жертв при чрезвычайных ситуациях. Сейчас этот показатель уменьшился на 4,2%.
Если мы в трудную минуту мы поможем правильную помощь пострадавшим, это показатель уменьшится больше.
VI. Домашнее задание
Учитель. Спасибо за внимание. Берегите себя и окружающих!