Согласование падежных форм имён существительных и имён прилагательных
№ 114
(Урок русского языка в III классе по ТРКМ)
Наиля АБДУЛЛИНА,
учитель начальной школы I квалификационной категории средней школы №23 г.Казани
Предметные – закрепить знания учащихся о согласовании имён существительных с именами прилагательными и умение употреблять падежные формы этих частей речи.
Метапредметные – учить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать.
Личностные — контролировать свои действия на этапах достижения цели, развивать умение работать в парах, в группе.
Задачи:
Образовательная:
— развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;
— развивать умение различать падежные окончания имён прилагательных в согласовании с именем существительным;
Развивающие:
-развитие критического мышления;
-развитие внимания;
-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):
-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать умение применять новые знания;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-развитие умения опираться на изученный материал
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к родному языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
— Иметь представление о падежах, падежных формах имён существительных и имён прилагательных.
Метапредметные:
— формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально, в коллективе, в парах и в группе.
Личностные
— воспитание интереса к предмету через приёмы критического мышления; умение работать в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Методы обучения:
Словесный, практический, частично-поисковый, демонстрационный.
Формы работы:
Индивидуальная, коллективная, работа в парах, в группе.
Методические приёмы:
Рассказ учителя, рассказ ученика, приём критического мышления «Шаг за шагом», составление синквейна, проблемные вопросы, практические упражнения.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (тексты), презентация по теме урока.
Ход урока:
- 1. Организационный момент: приветствие учителя, психологический настрой, проверка уровня готовности обучающихся к уроку.
- 2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков: (на экране, ученик читает)
Слайд №1 Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
Ответ (Весна)
Учитель: а) Словарная работа:
Назовите имена существительные.
Учитель: Давайте сейчас, используя приём «Шаг за шагом» вспомним всё, что мы знаем об имени существительном: Ученик с 1-го ряда перечисляет: имя существительное – это часть речи; обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?; бывает одушевлённым и неодушевлённым; собственным и нарицательным; мужского, женского, среднего рода; изменяется по числам, по падежам.
Учитель: Какие ещё части речи встретились в этой загадке?
Ученики: (перечисляют)
Учитель: используя приём «Шаг за шагом» вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном:
Ученик со 2-го ряда перечисляет: имя прилагательное – это тоже часть речи; обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?; изменяется по числам; по родам; по падежам.
Учитель: Запомните, что имена существительные имеют определённый род, а имена прилагательные изменяются по родам. А отчего зависит род имени прилагательного?
Ученик: Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.
Учитель: Мы повторили с вами всё, что знаем об имени существительном и имени прилагательном.
- 3. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока?
Ученики: (варианты ответов)
Учитель: Слайд №2: Тема урока «Согласование имён существительных и имён прилагательных»
Слайд №3: Какие цели поставим перед собой:
Ученики:(Уметь правильно определять падеж имён существительных и имён прилагательных, правильно писать падежные окончания).
Учитель: Но не только определять падеж, а ещё и число, род имени существительного и имени прилагательного.
А как определить число, род, падеж у имени прилагательного?
Ученики: (Число, род, падеж имени прилагательного определяют по имени существительному, с которым оно связано).
- 4. Работа по группам: (каждой группе дана карточка со словосочетанием: 1, 5 группа –о (весенн…) солнце; 2,4 группа –в (тёпл…) погоду; 3, 6 группа – по (рыхл…) снегу;
Учитель: Возьмите карточки, выполните задание. Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.
Ученики: (определяют, идёт проверка)
Учитель: У кого такое же словосочетание получилось? Согласны?
- 5. Физминутка: про солнышко
- 6. Работа с текстом:
Учитель: Сейчас мы продолжим работу по умению определять число, род, падеж и падежное окончание имён существительных и имён прилагательных.
Учитель: Прочитайте текст про себя. Всё ли понравилось в этом тексте?
Ученики: (у имён прилагательных в скобках не правильные окончания)
Учитель: Что надо сделать, чтобы текст был правильным?
Ученики: (Изменить окончания имён прилагательных)
Учитель: Читаем исправленный текст вслух. Какова тема и основная мысль текста? Найдите и прочитайте из текста предложение, в котором выражено отношение автора к описываемому в тексте.
Ученик: Стоишь и любуешься этой красотой.
Учитель: Подберите название к тексту.
Ученики: (называют)
Учитель: Запишите название текста и предложение, в котором выражена основная мысль. (если будет время, то написать весь текст)
Учитель: Давайте, ещё раз повторим: Как будете правильно писать окончания имён прилагательных?
Ученик: (Задаём вопрос от имени существительного к имени прилагательному, с которым оно связано).
Записываем только словосочетания (красивый) наряд, (белый) платье, (душистый) черёмуха, (нежная) сирени, (колючие) ветках, на (зелёной) траве, (весенний) тепло, с (синие и фиолетовые) цветами.
Слайд №4: проверка правильно записанных словосочетаний, устно ученики называют число, род, падеж словосочетаний.
- 7. Рефлексия:
Слайд №5: Составление синквейна парами. Слово — Весна
Подведение итогов:
Учитель: Так как же согласуются имена существительные и имена прилагательные?
Ученик: (Они согласуются по числу, роду и падежу)
Учитель: Что нужно, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
Ученик: (нужно задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному, а падежное окончание имени прилагательного совпадает с окончанием вопроса)
Оцени себя! (таблица)
Оценка учителя.
Слайд №6: Домашнее задание: по выбору: 1) написать мини сочинение о весне; 2) с.82, упр.114.
Слайд №7: Спасибо за внимание! (рисунок)
Приложение
Карточка №1
Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.
О (весенн…) солнце
О (весенн…) солнце
Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.
В (тёпл…) погоду
В (тёпл…) погоду
Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.
По (рыхл…) снегу
По (рыхл…) снегу
Карточка №2
Карточка №3
Весна подарила деревьям (красивый) наряд. Надела (белый) платье (душистый) черёмуха. Ветер качает кусты (нежная) сирени. На (колючие) ветках ёлок и сосен видны (красный) шишечки. На (зелёной) траве сверкают капельки росы.
(Весенний) тепло разбудило пчёл и шмелей. Они охотно летают над лужайками с (синие и фиолетовые) цветами.
Стоишь и любуешься этой красотой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени себя! Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме «Согласование имен существительных и имен прилагательных» |
|||
Фамилия Имя |
|||
Я знаю |
Да |
Нет |
Не совсем |
Шесть падежных форм |
|
|
|
Что значит изменить слово по падежам? |
|
|
|
Я умею |
|
|
|
Определять число, род падеж имён существительных и имён прилагательных
|
|
|
|