Согласные звонкие звуки [г][г’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Гг
(Урок по обучению грамоте в 1 классе)
Эльмира ГИЛЯЗОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Березинской основной школы Атнинского района
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: познакомить с согласными звуками [г], [г’] и буквами «Гг».
Задачи:
предметные:
– формировать умение выделять звуки [г] [г’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
регулятивные:
– понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
– отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
– действовать по образцу и заданному правилу;
познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: уметь осуществлять соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение;
личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.
Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [г], [г’] обозначаются буквой г, научиться выделять данные звуки в словах, читать слова с изученными буквами, работать с текстом.
Оборудование: презентация, алфавит, схемы звуков, карточки, касса букв, круглые и квадратные «домики»
Ход урока
- I. Самоопределение к деятельности
Учитель.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок! (Посадка детей.) (Слайд 1)
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок? (Да)
Итак, мы начинаем наш урок, продолжаем изучать буквы и звуки.
- II. Актуализация знаний
Учитель. Ребята, с какими буквами и звуками мы уже познакомились? (Гласные и согласные.)
– Какие буквы и звуки живут в круглом домике? (Гласные.) (Учитель показывает круглый домик.)
– Какие буквы и звуки живут в квадратном домике? (Согласные.) (Учитель показывает квадратный домик.)
– А сейчас поработаем в команде. Вы быстренько должны определить, какие гласные буквы живут в круглом домике, а какие согласные живут в квадратном домике. Пишем. Даю вам две минуты. Если вы готовы, дайте знать. (Пускаем фейерверк.) Начали. (Дается время.)
– Молодцы! Давайте проверим.
– А как вы определили, что звук гласный? (Потому что произносится голосом, воздух не встречает преграду, образует слог, можно петь.)
– Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные.)
– А как вы определили, что звук согласный? (Потому что произносится с преградой, их нельзя петь, когда мы произносим нам мешают губы, язык, зубы.) (Приводят пример л, м.)
– Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.)
– Чем отличается буква от звука?
– Ребята, послушайте загадку и отгадайте! Кто это?
Отгадай, что за игрушка?
Колпачок как у Петрушки.
Маленький, удаленький,
Каблуком он стучит,
Колокольчиком бренчит.
– Кто это? (Гном.)
– Где живут Гномы? (Живут в подземном государстве.)
– Они какие? (Маленькие человечки – гномы.)
– Как они ходят? (Ходят они по узким коридорам, фонарями освещая себе путь.)
– Они какие? (Дружные, веселые, помогают друг другу. Плечом к плечу борются со страхом.)
– Ребята, а вы помогаете друг другу?
– Вы должны точно так же, как гномы помогать друг другу, быть внимательными.
– Произнесите слово Гном. Первый звук какой в этом слове? ([Г].)
III. Постановка учебной задачи
Учитель. Прочитаем чистоговорку. Но только в полголоса, чтобы гнома не напугать. (Слайд 5 )
Га-га-га – у оленя ро…
Га-га-га – нам до леса три ша…
Ги-ги-ги – разукрасили кру…
Гу-гу-гу – мы гуляли на лу …
Гу-гу-гу – в руки кни….я возьму…
– Какой звук нам часто встречался? Что это за звук? (Звук [г] [г’] – согл., звонкий, мягкий и твёрдый.)
– Ребята, в каком домике будет жить буква г? (В квадратном, потому что согласная. В доме согласных, на этаже звонких.)
– Ребята, кто может назвать тему нашего урока? (Слайд 6) (Изучение букву и звуки Г,г.)
– Давайте подумаем, что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке? (Слайд 7)
- Познакомиться со звуками [г], [г] и буквой Г.
- Узнать, какие звуки обозначает эта буква?
- Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
- IV. Открытие нового знания
Работа в кассе букв.
– Найдите в кассе букв и покажите букву г.
– Напишите слово Галя. Г звучит как? (Твердо.)
– Напишите слово Гена. Г звучит как? (Мягко.)
– Дайте характеристику звукам [г], [г’]. (Согласный, звонкий, твердый; согл., звонкий, мягкий.) (На доске звуки [г][г’], и к нему с ответом вывешивается схема.)
– Ребята, Галя и Гена пишутся с большой буквы. Почему? (Имена людей пишутся с большой буквы.)
- V. Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой
- Работа с учебником (стр. 60).
Учитель. Открываем учебник и находим схемы слов. На доске цветными мелками составляем схему данных слов. (Горы, гири.)
– Произнесем слово горы хором.
– Давайте составим схему слова Горы.
ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР
– Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье. Давайте сделаем физминутку.
– Гном предлагает вам подружить согласную г с гласными буквами.
Г протянула руку букве А,
Получилось ГА.
А потом и букве О, получилось ГО.
И конечно букве У, получилось ГУ.
Подружилась с буквой И, получилось ГИ.
И с буквой Е, получилось ГЕ. (На доске буквы.) (Слайд 11)
Буквы подружились и получились слоги.
Учитель. Ребята, выходим к доске. Каждый выбирает одну карточку. Определяем, сколько слогов в вашем слове. Находим свой угол (углы 2 слога, 3 слога). (Доказывают свой выбор учителю.)
– А теперь покажем гному, как мы умеем читать.
– Сколько слогов? Ударение на какой слог падает? (Читают слова с изученной буквой Г по учебнику.)
– Посмотрите на экран. (Слова: гномы, груша, гвоздика, гуси.) Что объединяет эти слова? (Они все начинаются с буквы Г.)
Игра «Хлопушки»
Учитель. Поиграем в игру «Хлопушки». Если в словах встречаются звуки [г] [г’] хлопайте в ладоши.
Капуста, ваза, звонок, дверь, сосна, гроза, зебра.
– А теперь гном послушает как каждый из вас читает вслух. (Читают текст «цепочкой».)
– О чём говорится в тексте? (Отвечают на вопросы учителя.)
(Анализ текста.)
- VI. Рефлексия
Подведение итогов урока.
Учитель. Гном хотел бы уточнить:
– С какой буквой, звуками познакомились?
– Какие задания выполняли?
– Какие из них понравились больше всего? (Мы познакомились с новыми согласными звуками [г, г] и с новыми согласными буквами Гг, учились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)
– Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке?
VII. Самооценка
Учитель. Ребята, а сейчас оцените свою работу. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на СМАЙЛИКАХ:
– вам было все понятно, то поднимите отличный смайлик, которое улыбается;
– если кто-то считает, что работал, не достаточно активно, то хороший смайлик;
– а если совсем не работал на уроке, то грустный.
– А мне гном прошептал, что вы ему очень понравились и на прощанье мудрый гном дарит каждому рисунок, который вы раскрасите дома.