Согласные звонкие звуки [г][г’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Гг

(Урок по обучению грамоте в 1 классе)

Эльмира ГИЛЯЗОВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Березинской основной школы Атнинского района

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: познакомить с согласными звуками [г], [г’] и буквами «Гг».

Задачи:

предметные:

– формировать умение выделять звуки [г] [г’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

регулятивные:

– понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

– действовать по образцу и заданному правилу;

познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные: уметь осуществлять соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать собственное мнение;

личностные: проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки [г], [г’] обозначаются буквой г, научиться выделять данные звуки в словах,  читать слова с изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование: презентация, алфавит, схемы звуков, карточки, касса букв, круглые и квадратные  «домики»

Ход урока

  1. I. Самоопределение к деятельности

Учитель.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок! (Посадка детей.) (Слайд 1)

Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок? (Да)

Итак, мы начинаем наш урок, продолжаем изучать буквы и звуки.

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, с какими буквами и звуками мы уже познакомились? (Гласные и согласные.)

– Какие буквы и звуки живут в круглом домике? (Гласные.) (Учитель показывает круглый домик.)

– Какие буквы и звуки живут в квадратном домике? (Согласные.) (Учитель показывает квадратный домик.)

– А сейчас поработаем в команде. Вы быстренько должны определить, какие гласные буквы живут в круглом домике, а какие согласные живут в квадратном домике. Пишем. Даю вам две минуты. Если вы готовы, дайте знать. (Пускаем фейерверк.) Начали. (Дается время.)

– Молодцы! Давайте проверим.

– А как вы определили, что звук гласный? (Потому что произносится голосом, воздух не встречает преграду, образует слог, можно петь.)

Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные.)

– А как вы определили, что звук согласный? (Потому что произносится с преградой, их нельзя петь, когда мы произносим нам мешают губы, язык, зубы.) (Приводят пример л, м.)

– Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.)

– Чем отличается буква от звука?

– Ребята, послушайте загадку и отгадайте! Кто это?

Отгадай, что за игрушка?

Колпачок как у Петрушки.

Маленький, удаленький,

Каблуком он стучит,

Колокольчиком бренчит.

– Кто это? (Гном.)

– Где живут Гномы? (Живут в подземном государстве.)

– Они какие? (Маленькие человечки – гномы.)

– Как они ходят? (Ходят они по узким коридорам, фонарями освещая себе путь.)

– Они какие? (Дружные, веселые, помогают друг другу. Плечом к плечу борются со страхом.)

– Ребята, а вы помогаете друг другу?

– Вы должны точно так же, как гномы помогать друг другу, быть внимательными.

– Произнесите слово Гном. Первый звук какой в этом слове? ([Г].)

III. Постановка учебной задачи

Учитель. Прочитаем  чистоговорку.  Но только в полголоса, чтобы гнома не напугать. (Слайд 5 )

Га-га-га – у оленя ро…

Га-га-га – нам до леса три ша…

Ги-ги-ги – разукрасили кру…

Гу-гу-гу – мы гуляли на лу …

Гу-гу-гу – в руки кни….я возьму…

– Какой звук нам часто встречался? Что это за звук? (Звук [г] [г’] – согл., звонкий, мягкий и твёрдый.) 

Ребята, в каком домике будет жить буква  г? (В квадратном, потому что согласная. В доме согласных, на этаже звонких.)

– Ребята, кто может назвать тему нашего урока? (Слайд 6) (Изучение букву и звуки Г,г.)

– Давайте подумаем, что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке? (Слайд 7)

  1. Познакомиться со звуками [г], [г] и буквой Г.
  2. Узнать, какие звуки обозначает эта буква?
  3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
  4. IV. Открытие нового знания

Работа в кассе букв.

– Найдите в кассе букв и покажите букву г.

– Напишите слово Галя. Г звучит как? (Твердо.)

– Напишите слово Гена. Г звучит как? (Мягко.)

– Дайте характеристику звукам [г], [г’]. (Согласный, звонкий, твердый; согл., звонкий, мягкий.) (На доске звуки [г][г’], и к нему с ответом вывешивается схема.)

Ребята, Галя и Гена пишутся с большой буквы. Почему? мена людей пишутся с большой буквы.)

  1. V. Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой
  2. Работа с учебником (стр. 60).

Учитель. Открываем учебник и находим схемы слов. На доске цветными мелками составляем схему данных слов. (Горы, гири.)

– Произнесем слово горы хором.

       

– Давайте составим схему слова Горы.

ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

– Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье. Давайте сделаем физминутку.

– Гном предлагает вам подружить согласную г с гласными буквами.

Г протянула руку букве А,

Получилось ГА.

А потом и букве О, получилось ГО.

И конечно букве У, получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ.

И с буквой Е, получилось ГЕ. (На доске буквы.) (Слайд 11)

Буквы подружились и получились слоги.

Учитель. Ребята, выходим к доске. Каждый выбирает одну карточку. Определяем, сколько слогов в вашем слове. Находим свой угол (углы 2 слога, 3 слога). (Доказывают свой выбор учителю.)

А теперь покажем гному, как мы умеем читать.

– Сколько слогов? Ударение на какой слог падает? (Читают слова с изученной буквой Г по учебнику.)

Посмотрите на экран. (Слова: гномы, груша, гвоздика, гуси.) Что объединяет эти слова? (Они все начинаются с буквы Г.)

Игра «Хлопушки»

Учитель. Поиграем в игру «Хлопушки». Если в словах встречаются звуки [г] [г’] хлопайте в ладоши.

Капуста, ваза, звонок, дверь, сосна, гроза, зебра.

– А теперь гном послушает как каждый из вас читает вслух. (Читают текст «цепочкой».)

– О чём говорится в тексте? (Отвечают на вопросы учителя.)

(Анализ текста.)

  1. VI. Рефлексия

Подведение итогов урока.

Учитель. Гном хотел бы уточнить:

– С какой буквой, звуками познакомились?

– Какие задания выполняли?

– Какие из них понравились больше всего? (Мы познакомились с новыми согласными звуками [г, г] и с новыми согласными буквами Гг, учились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

– Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке?

VII. Самооценка

Учитель. Ребята, а сейчас оцените свою работу. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то покажите его на СМАЙЛИКАХ:

– вам было все понятно, то поднимите отличный смайлик, которое улыбается;

– если кто-то считает, что работал, не достаточно активно, то хороший смайлик;

– а если совсем не работал на уроке, то грустный.

– А мне гном прошептал, что вы ему очень понравились и на прощанье мудрый гном дарит каждому рисунок, который вы раскрасите дома.