Социализация обучающихся в рамках образовательной программы школы-интерната для детей с ОВЗ

 

Гульнур ГАЛИУЛЛИНА,

учитель географии и биологии Нурлатской школы-интерната для детей с ОВЗ

Работа с детьми в рамках образовательных организаций включает в себя процесс социализации. Здесь особую роль играет учитель, который является во время урока руководителем этого процесса. Ученик должен быть помещён в такую среду, где он смог бы получить необходимые для полноценной жизни в обществе навыки и умения. Этот процесс позволит обучающемуся оказаться в теоретических ситуациях и понять, как действовать, прежде, чем встретиться с подобными явлениями в жизни. Социализация в современном обществе играет очень важную роль.

Одним из способов подготовить ребёнка к встрече с жизненными проблемами, это развить в нём умение взаимодействовать с окружающими: задавать вопросы, просить о помощи, или, наоборот, помогать и давать рекомендации. Доверительные отношения в коллективе складываются не всегда, поэтому класс может быть разобщён. Здесь важно показать, что у обучающихся много общего, много возможностей и областей, в которых они могли бы в команде сработаться лучше, чем в индивидуальном порядке. Такой опыт можно получить при работе в небольших группах во время занятий. Здесь виды задач могут варьироваться: каждый ученик может совершать те или иные действия, которые в сумме приведут к общему результату. Можно попробовать внедрить систему делегирования задач, закрепляя ту или иную работу за отдельными членами группы.

Возможность ребёнка мыслить креативно в некоторых ситуациях может стать преимуществом. Нестандартный подход к задаче может помочь обучающимся проявить свои способности. Сюда могут быть включены задачи по типу головоломок, соединения фигур, визуальных или звуковых элементов.

Креативный подход и умение визуализировать позволят обучающимся воспринимать абстрактный материал, но также могут применятся на уроках биологии или географии, при изучении новой темы, для понимания которой используются только фото- или видеоматериалы, но не предоставляются осязаемые примеры (например, горы или глубина водоёмов).

Использование методик и стандартов ФГОС даёт возможность педагогу обращаться к разным материалам и способом их передачи в рамках образовательной программы школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коллег и возможность ознакомления с ним благодаря интернету и большому количеству методических разработок расширяет инструментарий учителя, тем самым влияя и на восприятие и взаимодействие обучающихся.