Смысловое чтение на уроках математики
№ 159
Гульмира ЗАКАРОВА, Зульфия ЛОКТИОНОВА,
учителя математики I квалификационной категории средней школаы №135 г. Казани
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – формирование личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения [1].
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Для решения этих задач предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ реализующаяся в стандартах второго поколения:
- Формирование универсальных учебных действий;
- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся;
- Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Стратегия смыслового чтения состоит из трех блоков. Первая – это восприятия текста, поиск информации и понимание прочитанного, вторая – это извлечения смысла, преобразование и интерпретация текста, третья – оценка полученной информации, сопоставление с условием [4, с.25].
Тексты принято делить на сплошные (без визуального изображения) и не сплошные (с визуальным изображениями).
К типам сплошных текстов относятся следующие:
– описание (художественные и технические);
– повествование (рассказ, отчет);
– объяснение (рассуждение, интерпретация);
– аргументация (научный комментарий, обоснование);
– инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).
К типам не сплошных текстов относятся следующие:
– формы (анкеты);
– таблицы;
– диаграммы, графики, карты;
– списки;
– информационные листы (расписание и т.д.).
На уроках математики в V – VI классах встречаются и сплошные тексты, но чаще всего не сплошные, таких заданий очень много как в базовом, так в профильном уровне ЕГЭ [2, с.63].
Рассмотрим примеры приемов работы с текстом, которые целесообразно использовать на уроках математики в V – VI классах.
1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы
Этот способ формирует умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия – «толстые» вопросы, «тонкие» вопросы.
– Объясните почему …?
– Почему вы так думаете …?
– В чем различие …?
– Почему вы так считаете …?
– При каких условиях задача имеет несколько решений?
– Установите закономерность …?
– Можно ли обобщить задачу, если …?
– Рационально ли решена задача?
– Кто …? Что …? Когда …?
– Может …? Мог ли …?
– Было ли …? Будет …?
– Согласны ли вы …?
– Верно ли …?
–Что известно в задаче?
– Что нужно найти?
– Какова зависимость между …?
– Достаточно ли данных в задаче для ее решения?
Этот прием необходимо использовать на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.
2. Прием «Представление информации в кластерах»
Этот способ формирует структурировать и систематизировать материал.
Кластер – графический способ организации учебного материала. В виде кластера с учащимися можно записывать правила, можем структурировать материал. Этот прием используется как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний [4, с.39].
3. Прием «Вопросы к тексту учебника»
Этот прием формирует умение самостоятельно работать с текстом учебника, формулировать вопросы, работать в парах. Например,
– Прочитайте текст.
– Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
– Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
– Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. Этот прием мы используем на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления.
4. Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать свое мнение.
Учащиеся выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», неверно – «-». Этот прием используется на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.
5. Прием «Верите ли вы…»
Этот прием направлен на повышение интереса к изучению данной темы, создание положительной мотивации. Этот прием используется в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы можно задавать учащимся при проверке правил домашнего задания.
6. Прием «Составление краткой записи задачи»
Этот прием формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.
Используемые формы краткой записи: схема, таблица, ключевые слова.
Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты.
Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби [5, с.49].
Этот прием используется при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.
Прием «Инсерт» (маркировка текста по мере чтения)
Этот прием формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот прием используется в домашней работе, так как работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – «-»; не понял, есть вопросы, проблема – «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.
Для развития и проверки навыков чтения используются такие типы заданий:
задания «на дополнение информации»:
– заполнение пропусков в тексте;
– завершение предложения;
задания «на восстановление текста»:
– собери правило;
– найди ошибку;
– расположи в правильной последовательности;
задания «на соотнесение»:
– нахождение соответствия между названиями, утверждениями, схемами, таблицами;
– соотнесение данных слов со словами из текста.
Перечисленные приемы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД:
познавательные:
– выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки;
– выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать вид графической модели;
– осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) для решения учебных и жизненных задач;
– выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;
– анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
– классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
– сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в том числе используя ИКТ);
– устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
– переносить полученные знания в новую ситуацию;
– представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ [3, с.85];
регулятивные:
– формировать и определять цели, проблемы деятельности: учебные и жизненно-практические;
– планировать деятельность;
– адекватно оценивать свои достижения;
– осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления;
– работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки;
коммуникативные:
– излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– корректировать свое мнение;
– формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;
– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы;
личностные:
– формирование устойчивой мотивации к изучению нового;
– аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;
– формировать критичность мышления [3, с.87].
Таким образом, данные приемы смыслового чтения на уроках математики в V – VI классах помогают развивать логическое мышление, мотивировать учащихся не только для работы на уроке, но и формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости для развития цивилизации, способствуют формированию УУД, согласно требованиям ФГОС.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)
- Буннева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) //Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 185 с.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 203 с.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011, – с.40
- Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5 – 11 классах – http://www.kreativ-didaktika.ru/
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просещение, 2010. – 225 с.