Смысловое чтение на уроках математики

№ 159

Гульмира ЗАКАРОВА, Зульфия ЛОКТИОНОВА,

учителя математики I квалификационной категории средней школаы №135 г. Казани

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – формирование личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения [1].

Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Для решения этих задач предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ реализующаяся в стандартах второго поколения:

  1. Формирование универсальных учебных действий;
  2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся;
  3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Стратегия смыслового чтения состоит из трех блоков. Первая – это восприятия текста, поиск информации и понимание прочитанного, вторая – это извлечения смысла, преобразование и интерпретация текста, третья – оценка полученной информации, сопоставление с условием [4, с.25].

Тексты принято делить на сплошные (без визуального изображения) и не сплошные (с визуальным изображениями).

К типам сплошных текстов относятся следующие:

– описание (художественные и технические);

– повествование (рассказ, отчет);

– объяснение (рассуждение, интерпретация);

– аргументация (научный комментарий, обоснование);

– инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.).

К типам не сплошных текстов относятся следующие:

– формы (анкеты);

– таблицы;

– диаграммы, графики, карты;

– списки;

– информационные листы (расписание и т.д.).

На уроках математики в V – VI классах встречаются и сплошные тексты, но чаще всего не сплошные, таких заданий очень много как в базовом, так в профильном уровне ЕГЭ [2, с.63].

Рассмотрим примеры приемов работы с текстом, которые целесообразно использовать на уроках математики в V – VI классах.

1. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы

Этот способ формирует умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия – «толстые» вопросы, «тонкие» вопросы.

– Объясните почему …?

– Почему вы так думаете …?

– В чем различие …?

– Почему вы так считаете …?

– При каких условиях задача имеет несколько решений?

– Установите закономерность …?

– Можно ли обобщить задачу, если …?

– Рационально ли решена задача?

– Кто …? Что …? Когда …?

– Может …? Мог ли …?

– Было ли …? Будет …?

– Согласны ли вы …?

– Верно ли …?

–Что известно в задаче?

– Что нужно найти?

– Какова зависимость между …?

– Достаточно ли данных в задаче для ее решения?

Этот прием необходимо использовать на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.

2. Прием «Представление информации в кластерах»

Этот способ формирует структурировать и систематизировать материал.

Кластер – графический способ организации учебного материала. В виде кластера с учащимися можно записывать правила, можем структурировать материал. Этот прием используется как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний [4, с.39].

3. Прием «Вопросы к тексту учебника»

Этот прием формирует умение самостоятельно работать с текстом учебника, формулировать вопросы, работать в парах. Например,

– Прочитайте текст.

– Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

– Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

– Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. Этот прием мы используем на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления.

4. Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать свое мнение.

Учащиеся выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», неверно – «-». Этот прием используется на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.

5. Прием «Верите ли вы…»

Этот прием направлен на повышение интереса к изучению данной темы, создание положительной мотивации. Этот прием используется в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы можно задавать учащимся при проверке правил домашнего задания.

6. Прием «Составление краткой записи задачи»

Этот прием формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.

Используемые формы краткой записи: схема, таблица, ключевые слова.

Схема используется при решении задач на отношения между, задач на части. Таблица – при решении задач на движение, работу и проценты.

Ключевые слова – при решении задач на нахождение дроби от числа, числа по его дроби [5, с.49].

Этот прием используется при отработке новых знаний, на этапе формирование способов действий.

Прием «Инсерт» (маркировка текста по мере чтения)

Этот прием формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот прием используется в домашней работе,  так как работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – «-»; не понял, есть вопросы, проблема – «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.

Для развития и проверки навыков чтения используются такие типы заданий:

задания «на дополнение информации»:

– заполнение пропусков в тексте;

– завершение предложения;

задания «на восстановление текста»:

– собери правило;

– найди ошибку;

– расположи в правильной последовательности;

задания «на соотнесение»:

– нахождение соответствия между названиями, утверждениями, схемами, таблицами;

– соотнесение данных слов со словами из текста.

Перечисленные приемы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД:

познавательные:

– выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки;

– выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать вид графической модели;

– осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) для решения учебных и жизненных задач;

– выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;

– анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

– классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

– сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в том числе используя ИКТ);

– устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

– переносить полученные знания в новую ситуацию;

– представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ [3, с.85];

регулятивные:

– формировать и определять цели, проблемы деятельности: учебные и жизненно-практические;

– планировать деятельность;

– адекватно оценивать свои достижения;

– осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления;

– работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки;

коммуникативные:

– излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– корректировать свое мнение;

– формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

– осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы;

личностные:

– формирование устойчивой мотивации к изучению нового;

– аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

– формировать критичность мышления [3, с.87].

Таким образом, данные приемы смыслового чтения на уроках математики в V – VI классах помогают развивать логическое мышление, мотивировать учащихся не только для работы на уроке, но и формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости для развития цивилизации, способствуют формированию УУД, согласно требованиям ФГОС.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785)
  2. Буннева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) //Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 185 с.
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 203 с.
  4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011, – с.40
  5. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5 – 11 классах – http://www.kreativ-didaktika.ru/
  6. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просещение, 2010. – 225 с.