Смешанные числа
№ 186
(Урок математики в V классе) Нурания ХАКИМЗЯНОВА, учитель математики высшей квалификационной категории Кубянской средней школы Атнинского района, почётный работник сферы образования РФ Цель урока: иучение и первичное восприятие новых знаний по теме «Смешанные числа». Задачи урока: предметные: сформировать понятия «смешанное число», «целая и дробная часть числа», сформировать навыки преобразования неправильной дроби в смешанное число и преобразования смешанного числа в неправильную дробь; личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения; метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и преобразовывать смешанное в неправильную дробь. Тип урока: урок изучения нового материала. Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Необходимое оборудование и программное обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, учебник (Мерзляк А.Г. Математика. 5 класс), презентация. Технологическая карта урока
|
|
Этапы урока | Длительность
(мин.) |
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Учебные
материалы (ссылки на цифровые ресурсы) |
|||
I. Организационный
этап |
1 | – Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.
Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать. Эпиграфом к уроку будут слова Д.Пойа «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». |
Ученики слушают и записывают в тетрадях число, классная работа | ||||
II. Постановка цели и
задач урока |
1 | Принятие учащимися целей и задач урока | |||||
III. Мотивация учебной
деятельности учащихся |
1 | Обеспечение мотивации учения учащимися
– Тут затеи, и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем всем удачи — За работу, в добрый час! |
|||||
IV. Актуализация знаний | 5 | – Сначала мы должны повторить пройденный материал и ответить на вопросы.
1. Класс делим на группы. Даны два угла. 1 – числа, 2 – дроби. Перед вами карточки с заданием 1. Нужно взять карточки и правильно подойти к углам. Обсуждаем задания. Выбираем ответственного и отвечаем на вопросы. 2. Назовите дроби:
3. Сложение и вычитание дробей. Выполнив задание, мы узнаем, какие цветы растут в саду.
Приближается праздник 8 Марта. Подарите мамам цветы. Какие цветы, деревья растут у вас в саду? У кого в саду растут яблони? |
Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы.
1. Перевод математических понятий с татарского языка на русский. (Приложение 1)
2. Читают дроби на двух языках, называют числитель, знаменатель дроби, определяют какие это дроби: правильные или неправильные. 3. По таблице выполняют сложение и вычитание дробей, узнают, какие цветы растут в саду. (См. презентацию.).
Перечисляют названия цветов, деревьев. |
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/11/18/smeshannye-chisla |
|||
V. Первичное усвоение
новых знаний |
5 | Создаёт проблемную ситуацию.
– Как разделить яблоко между тремя ребятами? – Как разделить 3 яблока между двумя ребятами? |
Отвечают на вопросы учителя. Пытаются решить поставленную проблему.
Класс делится на 2 группы. Выполняют задания в группах. На столах яблоки, сделанные из бумаги и ножницы. Повторение техники безопасности при обращении с ножницами. Учащиеся рассматривают 2 способа. (См. презентацию.)
|
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/11/18/smeshannye-chisla-0 |
|||
Физкультминутка | 1 | Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели все вперёд. Раз – согнуться – разогнуться, Два ─ согнуться – потянутся, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Пять и шесть тихо сесть. |
Учащиеся вместе с учителем выполняют физкультминутку. | ||||
VI. Первичная проверка
понимания |
10 | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения и запись смешанного числа.
– Как называются данные числа, если есть целая и дробная часть? Тема нашего урока «Смешанные числа». – Записываем в тетрадь тему урока. – Какие числа называют смешанными? Запись определения смешанных чисел (Устно.) Приведите свои примеры по три смешанных числа. – Прочитайте своему соседу по парте.
– Перевод из неправильной дроби в смешанное число. – А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? – А как вы думаете, что с ними можно сделать? – Чему мы должны научиться? Представим неправильную дробь в виде смешанного числа – Что предлагаете? – Делить столбиком. А как? – К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? В учебнике показан способ превращение смешанного числа в неправильную дробь, выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и расскажите всем. Перевод смешанного числа в неправильную дробь. – Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
Учитель предлагает посмотреть видео из платформы «Открытая школа» |
Ученики отвечают на вопросы учителя, записывают определение и примеры смешанных чисел.
Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают по учебнику
– Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть , надо: 1) разделить с остатком числитель на знаменатель; 2) неполное частное будет целой частью; 3) остаток дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.
– Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно: 1) умножить его целую часть на знаменатель дробной части; 2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части; 3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.
Просмотр учащимися видео |
https://2035school.ru/htmllesson/pravilnye_i_nepravilnye_obyknovennye_drobi_smeshannye_chisla_ |
|||
VII. Первичное
закрепление |
17 | 1. Решение заданий из учебника
№769, 773 2. Выполните задание 3 из блога «Смешанные числа» платформы Открытая Школа. Нужно выбрать смешанные числа. 3. Для самостоятельной работы учитель предлагает учащимся из данной платформы упражнение 6. Заполнить пропуски. Представить в виде смешанного числа. Затем упражнение 8. Записать в виде неправильной дроби число. (Приложение 2)
|
1.Учащиеся выполняют задания в тетрадях и у доски.
2. Выполнение упражнения 3.
3. Учащиеся выполняют самостоятельную работу из блока «Смешанные числа», упражнения 6 и 8 со взаимопроверкой и взаимной оценкой. Критерии: за каждое верно выполненное задание 1 балл. «5» – верно 9 б «4» – верно 7 – 8 б «3» – верно 5 – 6 б |
https://2035school.ru/htmllesson/smesh_chisla#
|
|||
VIII. Рефлексия
(подведение итогов занятия) |
2 | Учитель подводит итоги урока и задаёт вопросы:
– Что вы нового узнали на уроке? – Какие проблемы и трудности вы испытали? – И как вы с ними справились? |
Учащиеся обсуждают трудности на уроке и успехи. Проводят самоанализ работы на уроке.
«Продолжи фразу»: – Мне больше всего удалось… – Я могу себя похвалить… – Мне было интересно… – Мне было трудно… – Я хочу сказать спасибо… |
||||
IX. Информация о
домашнем задании, инструктаж |
2 | Домашнее задание
I вариант: №770(1,3,5), 774(1,3,5); II вариант: №770(2,4,6), 774(2,34,6); стр 198. |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Перечень используемых на данном уроке объектов электронных организационных ресурсов (ЭОР) платформы «Открытая школа»
№ | Название объекта
ЭОР (как указано на страницах ресурса) |
Тип, вид объекта
(текст, иллюстрация, видеофрагмент, тренажер, симулятор и т.д.) |
Ссылка на
ЭОР из “Открытой школы” |
Примечание:
Какую роль играет этот ЭОР на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.) |
1 |
Правильные и неправильные обыкновенные дроби. Смешанные числа. |
Видеофрагмент (Закрепление практических навыков) |
https://2035school.ru/htmllesson/pravilnye_i_nepravilnye_obyknovennye_drobi_smeshannye_chisla_ |
Первичная проверка понимания |
2 | Смешанные числа.
|
Задание 3 (Выберите несколько правильных вариантов) | https://2035school.ru/htmllesson/smesh_chisla# | Первичное закрепление материала |
3 | Смешанные числа. | Задания 6 и 8 (Заполните пропуски) | https://2035school.ru/htmllesson/smesh_chisla# | Первичное закрепление материала |
Приложение 1. Переведи
1-я группа 2-я группа
Сан – число Цифра – цифра
Кушу – сложение Алу – вычитание
Тапкырлау – умножение Бүлү – деление
Туры – прямая Нур – луч
Кисемтә – отрезок Яссылык – плоскость
Почмак – угол Шкала – шкала
Кушылучы – слагаемое Сумма – сумма
Кимүче – уменьшаемое Киметүче – вычитаемое
Аерма – разность Тапкырлаучы – множитель
Такырчыгыш – произведение Бүленүче – делимое
Бүлүче –делитель Өлеш – частное
Тигезләмә – уравнение Өчпочмак – треугольник
Яклар – стороны Түбәләр – вершины
Мәйдан – площадь Күләм – объем
Вакланма – дробь Санаучы – числитель
Ваклаучы – знаменатель Ялгыз вакланма – правильная дробь
Аралаш вакланма – неправильная дробь Гади вакланма – обыкновенная дробь
Әйләнә – окружность Түгәрәк – круг
Приложение 2. Задание из платформы «Открытая школа»
Видеофрагмент из платформы «Открытая школа»