Смешанные числа

№ 186

(Урок математики в V классе)

Нурания ХАКИМЗЯНОВА,

учитель математики высшей квалификационной категории Кубянской средней школы Атнинского района, почётный работник сферы образования РФ

Цель урока: иучение и первичное восприятие новых знаний по теме «Смешанные числа».

Задачи урока:

предметные: сформировать понятия «смешанное число», «целая и дробная часть числа», сформировать навыки преобразования неправильной дроби в смешанное  число и преобразования  смешанного  числа в неправильную дробь;

личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения;

метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и преобразовывать смешанное  в неправильную дробь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое оборудование и программное обеспечение: ноутбук, интерактивная доска, учебник (Мерзляк А.Г. Математика. 5 класс), презентация.

Технологическая карта урока

 

 

 

Этапы урока Длительность

(мин.)

Деятельность

учителя

 

Деятельность

обучающихся

 

Учебные

материалы

(ссылки на

цифровые

ресурсы)

I. Организационный

этап

1 – Добрый день, ребята!  Я рада приветствовать вас на уроке математики. Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.

Проверьте все ли у вас готово  к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать.

Эпиграфом к уроку будут слова Д.Пойа «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

Ученики слушают и записывают в тетрадях число, классная работа
II. Постановка цели и

задач урока

1 Принятие учащимися   целей  и задач урока
III. Мотивация учебной

деятельности

учащихся

1 Обеспечение мотивации учения учащимися

– Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи —

За работу, в добрый час!

IV. Актуализация знаний 5 – Сначала мы должны повторить пройденный материал и ответить на вопросы.

1. Класс делим на группы. Даны два угла. 1 – числа, 2 – дроби. Перед вами карточки с заданием 1. Нужно взять карточки и правильно подойти к углам. Обсуждаем задания. Выбираем ответственного  и отвечаем на вопросы.

2. Назовите дроби:

 

 

3. Сложение и вычитание дробей. Выполнив задание, мы узнаем, какие цветы растут в саду.

 

Приближается праздник 8 Марта. Подарите мамам цветы. Какие цветы, деревья растут у вас в саду? У кого в саду растут яблони?

Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы.

 

 

1. Перевод математических понятий с татарского языка на русский. (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

2. Читают дроби на двух языках, называют числитель, знаменатель дроби, определяют какие это дроби: правильные или неправильные.

3. По таблице выполняют сложение и вычитание дробей, узнают, какие цветы растут в саду. (См. презентацию.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют названия цветов, деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/11/18/smeshannye-chisla

V. Первичное усвоение

новых знаний

5 Создаёт проблемную ситуацию.

– Как разделить яблоко между тремя ребятами?

–  Как разделить 3 яблока между двумя ребятами?

Отвечают на вопросы учителя. Пытаются решить поставленную проблему.

Класс делится на 2 группы. Выполняют задания в группах. На столах яблоки, сделанные из бумаги и ножницы. Повторение техники безопасности при обращении с ножницами. Учащиеся рассматривают 2 способа. (См. презентацию.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2019/11/18/smeshannye-chisla-0

Физкультминутка 1 Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два ─ согнуться – потянутся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.

Учащиеся вместе с учителем выполняют физкультминутку.
VI. Первичная проверка

понимания

10 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения и запись смешанного числа.

– Как называются данные числа, если есть целая и дробная часть?

Тема нашего урока «Смешанные числа».

–  Записываем в тетрадь тему урока.

– Какие числа называют смешанными?

Запись определения смешанных чисел

(Устно.) Приведите свои примеры по  три смешанных числа.

– Прочитайте своему соседу по парте.

 

– Перевод из неправильной дроби в смешанное число.

– А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока?

– А как вы думаете, что с ними можно сделать?

– Чему мы должны научиться?

Представим неправильную дробь  в виде смешанного числа

– Что предлагаете?

– Делить столбиком. А как? – К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений?

В учебнике  показан способ превращение смешанного числа в неправильную дробь, выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и расскажите всем.

Перевод смешанного числа в неправильную дробь.

– Как записать смешанное число  в виде неправильной дроби?

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает посмотреть видео из платформы «Открытая школа»

Ученики отвечают на вопросы учителя,  записывают определение и примеры смешанных чисел.

Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают по учебнику

 

 

 

 

 

 

– Чтобы из неправильной дроби выделить  целую часть , надо: 1) разделить с остатком числитель на знаменатель; 2) неполное частное будет  целой частью; 3) остаток дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чтобы представить смешанное число в виде неправильной  дроби, нужно: 1) умножить его  целую часть  на знаменатель дробной части; 2)  к полученному произведению прибавить  числитель дробной части; 3) записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить  без изменения.

 

Просмотр учащимися видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://2035school.ru/htmllesson/pravilnye_i_nepravilnye_obyknovennye_drobi_smeshannye_chisla_

VII. Первичное

закрепление

17 1. Решение заданий из учебника

№769,  773

2. Выполните задание 3 из блога «Смешанные числа»   платформы  Открытая Школа. Нужно выбрать смешанные числа.

3. Для самостоятельной работы учитель  предлагает учащимся  из данной платформы упражнение  6. Заполнить пропуски. Представить  в виде смешанного числа. Затем   упражнение 8. Записать в виде неправильной дроби число.  (Приложение 2)

 

1.Учащиеся выполняют задания в тетрадях и у доски.

 

2. Выполнение упражнения 3.

 

 

 

 

3. Учащиеся выполняют самостоятельную работу из блока «Смешанные числа»,

упражнения 6  и 8 со взаимопроверкой и взаимной оценкой.

Критерии: за каждое верно выполненное задание 1 балл.

«5» – верно 9 б

«4» – верно 7 – 8 б

«3» –  верно 5 – 6 б

 

 

 

https://2035school.ru/htmllesson/smesh_chisla#

 

 

VIII. Рефлексия

(подведение итогов

занятия)

2 Учитель подводит итоги урока и задаёт вопросы:

– Что вы нового узнали на уроке?

– Какие проблемы и трудности вы испытали?

– И как вы с ними справились?

Учащиеся обсуждают трудности на уроке и успехи. Проводят самоанализ работы на уроке.

«Продолжи фразу»:

– Мне больше всего удалось…

– Я могу себя похвалить…

– Мне было интересно…

– Мне было трудно…

– Я хочу сказать спасибо…

IX. Информация о

домашнем задании,

инструктаж

2 Домашнее задание

I вариант: №770(1,3,5),  774(1,3,5);

II вариант: №770(2,4,6),  774(2,34,6);

стр 198.

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

Перечень используемых на данном уроке объектов электронных организационных ресурсов (ЭОР) платформы «Открытая школа»

Название объекта

ЭОР (как указано

на страницах

ресурса)

Тип, вид объекта

(текст,

иллюстрация,

видеофрагмент,

тренажер,

симулятор

и т.д.)

Ссылка на

ЭОР из

“Открытой

школы”

Примечание:

Какую роль играет этот ЭОР на

данном уроке (например,

отработка вычислительных

навыков, повторение материала

и т.п.)

 

1

Правильные и неправильные обыкновенные дроби. Смешанные числа.  

Видеофрагмент (Закрепление практических навыков)

 

https://2035school.ru/htmllesson/pravilnye_i_nepravilnye_obyknovennye_drobi_smeshannye_chisla_

 

Первичная проверка

понимания

2 Смешанные числа.

 

Задание 3 (Выберите несколько правильных вариантов) https://2035school.ru/htmllesson/smesh_chisla# Первичное закрепление материала
3 Смешанные числа. Задания 6 и 8 (Заполните пропуски) https://2035school.ru/htmllesson/smesh_chisla# Первичное закрепление материала

 

Приложение 1. Переведи

              1-я группа                                                                       2-я группа

Сан – число                                                                        Цифра – цифра

Кушу – сложение                                                             Алу –  вычитание

Тапкырлау – умножение                                                  Бүлү – деление

Туры – прямая                                                                    Нур – луч

Кисемтә – отрезок                                                             Яссылык – плоскость

Почмак – угол                                                                  Шкала – шкала

Кушылучы – слагаемое                                                    Сумма – сумма

Кимүче – уменьшаемое                                                     Киметүче – вычитаемое

Аерма – разность                                                             Тапкырлаучы – множитель

Такырчыгыш – произведение                                            Бүленүче – делимое

Бүлүче –делитель                                                              Өлеш – частное

Тигезләмә – уравнение                                                     Өчпочмак – треугольник

Яклар – стороны                                                                Түбәләр – вершины

Мәйдан – площадь                                                              Күләм – объем

Вакланма – дробь                                                               Санаучы – числитель

Ваклаучы – знаменатель                                                   Ялгыз вакланма – правильная дробь

Аралаш вакланма – неправильная дробь                        Гади вакланма – обыкновенная дробь

Әйләнә – окружность                                                        Түгәрәк – круг

Приложение 2. Задание из платформы «Открытая школа»

 

 

Видеофрагмент из платформы «Открытая школа»