Смелые путешественники
(Внеклассное мероприятие по географии)
Ленара ФАЙЗРАХМАНОВА,
учитель биологии и географии I квалификационной категории Ново-Кинерской школы-интерната для детей с ОВЗ Арского района
Цель:
– обобщить, повторить полученные знания по географии;
– развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
– повысить интерес к изучению географии, воспитывать чувства любви к природе.
Форма мероприятия: игра.
Оборудование: физическая карта полушарий, музыка, воздушные шары, дротики, одноразовые стаканы и трубочки, муляжи фруктов и овощей, платки для завязывания глаза, вёдра, мягкие игрушки, сумки для «кенгуру», тазики, мячики, белые листочки и ручки.
Ход мероприятия
Ведущий.
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Посмотри мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных
Без красивых гор высоких
Без лесов, полей и рек,
Жить не может человек!
Здравствуйте, дорогие учителя, учащиеся! Сегодня мы собрались на игру «Смелые путешественники». В начале нашей игры-путешествия будут участвовать 12 игроков. На каждом конкурсе у нас будет отпадать от игры один игрок, которого выберут сами игроки. В конце игры должен остаться самый смелый и самый умный путешественник. А вы, дорогие ребята, будьте для наших игроков группой поддержки и болейте за них.
Итак, начинаем игру.
1-й конкурс – «Викторина»
(Игроки сначала пишут ответ на листочках и затем показывают.)
- Как называется самый большой материк? (Евразия)
- Как называется самый жаркий материк? (Африка)
- Как называется самый холодный материк? (Антарктида)
- Как называется самый глубокий и самый большой океан? (Тихий океан)
- Как называется самый тёплый океан? (Индийский океан)
- Как называется самый холодный океан? (Северный Ледовитый океан)
- Кто открыл Америку? (Америго Веспуччи)
- Кто первым побывал в Америке? (Христофор Колумб)
- Как называется материк, на котором мы живём? (Евразия)
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется наше государство? (Татарстан)
- Как называется столица России? (Москва)
– А теперь напишите на листочках – кто отпадает от игры. Чьё имя повторяется наибольшее количество раз – того и удаляют от игры.
2-й конкурс – «Работа с картой»
(Ребята по очереди выходят к карте и показывают нужный географический объект.)
- Покажите на карте Евразию.
- Покажите на карте Африку.
- Покажите на карте Австралию.
- Покажите на карте Антарктиду.
- Покажите на карте Северную Америку.
- Покажите на карте Южную Америку.
- Покажите на карте Тихий океан.
- Покажите на карте Атлантический океан.
- Покажите на карте Индийский океан.
- Покажите на карте Северный Ледовитый океан.
- Покажите на карте остров Мадагаскар.
– А теперь выберите игрока, кто отпадёт от игры.
3-й конкурс — «Необитаемый остров»
Ведущий. Ребята, мы попали в необитаемый остров. Там обитают различные звери. Чтобы их узнать, надо отгадать загадки.
- Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной. (Ёж)
- Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки. (Мышь)
- Он огромен, полосат,
А вообще-то, кошке брат. (Тигр)
- Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)
- Он шерстью своей одевает людей. (Баран)
- Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
- На мне люди ездят и возят поклажу.
В пустыне безводной могу идти даже. (Верблюд)
- Длинноухий и серый,
Пусть упрям – какое дело? (Осёл)
- Я похож на зайца очень,
Но не заяц, между прочим. (Кролик)
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры.
4-й конкурс – «Охота»
Ведущий. Чтобы выжить в необитаемом острове надо уметь охотиться. В каждом шарике название зверя. Надо попасть «луком» в шарик.
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры.
5-й конкурс – «Танцы аборигенам»
Ведущий. В этом острове живут аборигены. Мы захотели пить, но нигде нет воды. Аборигены согласились дать нам воду, но для этого им надо показать танец. (Игроки должны показать танец под мелодию танцев разных народов мира.)
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры.
6-й конкурс – «Вода из трубочки»
Ведущий. Аборигены согласились дать нам воду, но опять у них есть условие: Воду надо пить из трубочки. На счёт 3 кто самым первым выпьет воду.
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры.
7-й конкурс – фрукты-овощи
Ведущий. Молодцы, ребята! Жажду утолили. А теперь надо помочь аборигенам собрать урожай. В этом острове очень много овощей и фруктов. Но урожай нельзя собирать открытыми глазами, опять – это правило аборигенов. Игроки с завязанными глазами должны собрать фрукты и овощи (муляжи фруктов и овощей) в ведерко.
– А теперь опять выберем игрока с наименьшим урожаем, тот отпадёт от игры.
8-й конкурс – «Спортивные животные»
Ведущий. В этом конкурсе надо показать аборигенам:
– Как прыгает кенгуру? (Повесить сумку с мягкой игрушкой, и проскочить определенное расстояние не потеряв «кенгурёнка».)
– Как передвигается черепаха? (Пройти на коленях с тазиком на спине определенное расстояние, не потеряв «панцирь».)
– Как пингвин высиживает яйца? (Пройти как пингвин с мячиком между коленями определенное расстояние.)
- Как утка переходит дорогу?
- Как заяц удирает от волка?
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры.
9-й конкурс – «Угадать того – кто написал жалобы»
Ведущий. Ребята, на наш адрес пришли письма, угадайте, кто их писал?
- «Я зверь небольшой, и каждый меня знает, некоторые любят меня гладить, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков. Но если добыча ускользает, то я ее не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям». (Кошка)
- «Я – хищник тундры, имею густой серый мех, мои лапы короткие и широкие , питаюсь леммингами и куропатками. Люди используют мой мех для изготовления шапок, воротников, шуб и т.д.» (Песец)
- «Боится зверь ветвей моих, гнезд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь моя, скажите быстро кто же я». (Лось)
- «Меня оседлают, и я побегу, но так же и грузы возить я могу». (Лошадь)
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры.
10-й конкурс – «Музыкальный»
Ведущий. Под мелодию песни «От улыбки» промурлыкать как кошка или прогавкать как собака или прокудахтать как курица.
– А теперь опять выберите игрока, кто отпадёт от игры. И остались у нас два игрока.
И последний конкурс – «Расшифровка»
Ведущий. Аборигены послали им послания. Надо расшифровать послание аборигенов.
«ги-те-Бе-ре и би-те-лю ро-ду-при!» (Берегите и любите природу!)
Ведущий. Кто первым угадает и прочитает послание – тот победитель сегодняшней игры.
В завершении нашего мероприятия послушайте стихотворение:
Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,
Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.
Берегите люди Землю, ведь она у нас одна,
Защитим её все вместе, мы как дружная семья.
Будем мусор убирать, не сорить, не обижать.
(Награждение победителя и участников игры.)