Сложные эфиры и жиры

Рушания ИСХАКОВА,

преподаватель химии Казанского политехнического колледжа

Цели урока:

обучающие:

– углубить знания реакций этерификации, как классического примера обратимых реакций;

– изучение физических свойств жиров и их биологического значения;

– закрепить знания о химических свойствах органических веществ, типов химических реакций;

развивающие: продолжать формировать умение применять приёмы сопоставления и обобщения;

воспитательные: вызвать интерес к профессии, используя историческую информацию о жирах.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: беседа.

Методы:

обучения: показательный;

преподавания:  объяснительный,  информационно-сообщающий;

учения: репродуктивный,  исполнительский.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок; реактивы: вода; этиловый спирт; бензин, растворители; изучаемые вещества – масло оливковое, сливочное.

Межпредметная связь: связь с биохимией и микробиологией, молока и молочных продуктов. Тема 1. Составные части молока.

План урока

  1. I. Актуализация прежних знаний
  2. Опорные знания: знания о карбоновых кислотах; сложных и простых эфирах.
  3. Способы возбуждения интереса и эмоционального настроя. Ответы на вопросы и составление выводов.
  4. II. Формирование новых понятий и способов действий
  5. Вновь вводимые понятия: получение жира из глицерина и высокомолекулярных карбоновых кислот.
  6. Создание проблемной ситуации с помощью чтения исторической справки о строении жиров.
  7. Основная проблема: какое строение имеют жиры и влияет ли строение на проявление свойств при  производстве  сливочного  масла?
  8. Способ решения: выведение структурной формулы жиров через прослушивание исторической справки о жирах.

III. Формирование умений и навыков

  1. Применяются умения: воспроизводить полученные знания, давать определения и подводить  учащихся  под  определения.
  2. Фронтальная беседа.
  3. Подведение итогов.
  4. IV. Задание на дом: подготовить реферат на тему «Каким оно только не бывает».

Ход урока

  1. I. Актуализация опорных знаний
  2. С какими органическими веществами вы познакомились?
  3. Какие вещества называются карбоновыми кислотами?
  4. При помощи каких реакций получают простые и сложные эфиры?
  5. Из перечисленных реакций выделите уравнения реакций получения простого эфира, сложного эфира:
  6. a) C2H5OH + HСl → C2H5 Cl + H2O

O                           O

б)CH3-C   + Aд2O → CH3-C  + 2Aд

H                          OH

в)CH3 – OH + HOC2H5 → CH3 – O – C2H5 + H2O

O                                      O

г) CH3 – C  + HOC2H5 → CH3 — C

OH                                  O – C2H5 + H2O

 

Самостоятельная работа (7 мин.)

  1. II. Изучение нового материала

Объяснение начать словами из «Баллады о королевском бутерброде» А.Мильна, в переводе С.Маршака:

Король воскликнул:

Масло!

Отличнейшее масло!

Прекраснейшее масло!

Я так его люблю!

Судя по обилию восклицательных знаков, королю послали на подносе вологодское масло.

Итак, тема – «Сложные эфиры и жиры».

– На уроке выводим:

  1. Структурную формулу жира.
  2. Изучаем физические свойства жиров.
  3. Кратко знакомимся с историей сливочного масла.

Читаю справку, но перед этим задаю вопрос: «Какое строение имеет жир, к каким классам органических веществ его можно отнести?».

– «Все пути ведут в Вологду». Вот несколько абсолютных истин: первая – самое вкусное сливочное масло – вологодское. Вторая: самый старый в стране молочный институт  находится в Вологде.

Третья: первый в России специализированный маслодельный завод начал работать ровно 150 лет назад в вологодской губернии.

О сливочном масле вообще: исходные сведения о составе масла можно получить в технических условиях межгосударственном стандарте за номером 37-91.

Там сказано, что в сливочном масле содержится жира не менее 82,5%, влаги не более 16%, но кроме жира и влаги в масле есть ещё белки, молочный сахар, соли, жирорастворимые витамины. Влага – это понятно, вода, а что такое молочный жир? Это соединение глицирина с жирными кислотами и кислот уже сейчас обнаружено в масле более 20. К счастью для человечества, большинство этих кислот — низкомолекулярные, поэтому молочный жир легко плавится и хорошо усваивается.

Вопрос. К каким веществам относится молочный жир?

Вывод. Жир – это, очевидно, соединение трёхатомного спирта глицирина и высокомолекулярных карбоновых кислот.

Выведение структурной формулы жира:

 

CH2 – OH + HOOC – R1     CH2 – O – OC – R1

CH – OH + HOOC – R2  → CH – O – OC – R2      + 3H20

CH2 – OH + HOOC – R3      CH2 – O – OC -R3

Структурная формула жиров была выведена в 1854г., и этим мы обязаны работам французских учёных Э.Шевреля и М.Бертло.

III. Изучение физических свойств по плану:

а) Классификация жиров.

б) Происхождения жиров.

в) Агрегатное состояние жиров.

г) Отношение к растворителям.

Н2О С2Н5ОН Бензин
  Частично растворяется Растворяется

 

Вывод: а) Жирные пятна выводить нужно бензином.

б) В воде жиры не растворяются.

в) Удельный вес: легче воды.

г) Бензин экстрагирует жир из сливочного масла, при определении сухих веществ.

д) Жиры растворяются в изоамиловом спирте, при определении жира в молоке.

Добавить:  жиры  жидкие – растительного происхождения.

Жиры твердые – животного происхождения.

Затем перехожу к высказыванию известного полвека назад немецкого специалиста по молоку В.Флейшмана, который писал: «Предметом народного питания оно никогда не сможет сделаться, оно является самым дорогим и полезным в природе  жиром, отличающимся своим химическим составом от всех остальных жиров животного и растительного происхождения, ни сравнимым ни с каким другим жиром по вкусу и усвояемости».

Немецкий профессор ошибался лишь в одном, что масло не станет „предметом народного питания“.

По данным Росстата в 2022  году растительных масел выработано 6,1 млн. тонн, сливочного масло выработано 312,6 тыс. тонн.

  1. IV. Подведение итогов

Изучили:

  1. Физические строения и свойства жиров.
  2. Выяснили, что они относятся к сложным эфирам.

Задание на дом: подготовить реферат на тему «Каким оно только не бывает?».