Сказочный огород на окошке
№ 182
(Проект по экологии во 2-й младшей группе)
Эльмира МУЗАФФАРОВА,
воспитатель детского сада №146 г. Казани
Актуальность проекта
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта
Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно–исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта
образовательные:
– формировать у детей знания о росте и потребности растений;
– обогатить, уточнить и активизировать лексический словарь детей по теме;
воспитательные:
– формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
– сформировать навыки исследовательской деятельности;
– воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе;
развивающие:
– развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
– развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
Этапы реализации проекта: краткосрочный (14.04.2021 – 23.04.2021 года)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети, родители и педагоги.
Предполагаемые результаты:
1. У детей будут сформированы представления о растениях.
2. Повысится познавательный интерес к зелени выращенной на подоконнике, появится желание помогать взрослым.
3. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.
Формы и методы работы: игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение, наблюдения, подвижные игры, прослушивание аудиозаписи.
Содержание проектной деятельности
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный;
II этап – практический;
III этап – заключительный.
I этап – подготовительный (14.04 – 15.04)
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
II этап – практический (16.04 – 21.04)
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Посадка семян гороха, редиски, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями — полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
III этап – заключительный (22.04 – 23.04)
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Сказочный огород на окне»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт?»
• «Что такое «Огород на окне»?
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике?»
• «Семена»
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»
• «Рост и развитие растений»
• «Вода и росток»
• «Солнце и росток»
• «Проращивание семян»
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
•Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно-творческая деятельность детей:
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие:
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
•Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома «Наш лук от всех недуг».
9. Консультации для родителей.
Результат. Создав огород на окне, мы вырастили рассаду томатов, перца, огурца, лука, гороха, петрушки и других овощных культур, цветов, а также декоративных растений. У детей появился интерес к растениям. Они научились различать некоторые виды растений. Узнали много интересного из жизни растений, исследуя опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы.