Сказочная страна. Создание панно
№ 145
(Урок изобразительного искусства в I классе)
Елена ГОРНОСТАЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 82 г. Казани
Цель урока. Создать панно «Сказочная страна» в технике коллаж.
Задачи урока:
– формировать творческое воображение при изображении сказочного мира;
– продолжить формирование изобразительных навыков;
– воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок;
– развивать фантазию, обучать детей подбору цвета (краски) в соответствии с формой и назначением, развивать эстетическое восприятие;
– уметь ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Планируемые результаты:
регулятивные: предвосхищать результат, умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно и формулировать учебную проблему;
познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; выбирать эффективные способы выполнения задания.
коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;
предметные: создавать панно на заданную тему, самостоятельно подбирать материал для работ.
Форма организации коллективной деятельности: групповая.
Оборудование: кисти, баночки с водой, акварель, листы белой бумаги, тряпочки, клей, цветная бумага, кусочки ткани; компьютер, проектор, презентации «Сказочная страна»; книжная выставка на тему «Сказки».
Музыкальное сопровождение: фрагменты из заставки «В гостях у сказки» и песня «Маленькая страна» (в исполнении Н.Королёвой).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Пришли сегодня гости
в наш дружный первый класс!
Зачем? Вы догадались?
Чтоб посмотреть на вас!
Вы школьниками стали
И очень повзрослели –
Давайте же уверенно
Себя покажем в деле!
Нам солнце улыбается
Нас вдохновенье ждёт –
Так пусть урок на пользу,
На радость всем пройдёт!
(Звучит музыкальная заставка из программы «В гостях у сказки».) 1-й слайд
II. Актуализация знаний, постановка цели урока
Учитель. Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?
Учащиеся. Сказкам.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Да, действительно, сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать по сказкам, изображать сказочную страну – создавать панно. Каждый из Мастеров-Братьев готов нам помочь увидеть удивительный мир сказки и воссоздать его во всей красе. (2-й слайд) А в конце урока вас ждет сюрприз.
IV. Введение в тему урока
1. Вступительная беседа.
– Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки.
– Давайте, проведем сказочную разминку, я буду называть сказочных персонажей, а вы станете добавлять к ним слова-определения:
Василиса… (Прекрасная)
братец … (Иванушка)
сестрица… (Алёнушка)
Змей … (Горыныч)
Баба-… (Яга)
Крошечка… (Хаврошечка)
Скатерть-… (Самобранка)
Карабас-…(Барабас) и т.д
2. Игра «Угадай сказку».
Учитель. Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.
а) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья…» («Снегурочка») (3 –4-й слайды)
б) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка». («Царевна-лягушка») (5 – 6-й слайды)
в) «Давным-давно жил один дровосек. Приехал он однажды в лес. Рубит себе дрова, песни веселые поет – далеко слыхать. Вдруг из темной чащи вышел к нему …». («Шурале») (7 – 8-й слайды)
г) «Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.
Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.
На мостки, зачем — не знаю, оглянулся я в тоске…
Ведьма, ведьма … появилась на доске! («Водяная») (9 – 10-й слайды)
Учитель. Ребята, а кто написал сказки «Шурале» и «Водяная»? (Г.Тукай)
Учитель. Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Для вас он написал много книг. Поэт ушел из жизни 15 апреля 1913 года.
А кто знает, когда родился Габдулла Тукай? (26 апреля 1886 года) (11-й слайд)
д) Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина) (12 – 13-й слайды)
Учитель. А.С.Пушкин – великий русский поэт.
Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочную страну. Возможно, она будет похожа на тот остров-град, который описал в своей сказке А.С.Пушкин, а может быть, вы придумаете свою сказочную страну. (14-й слайд)
(Дети рассказывают, каким они представляют себе сказочную страну)
Учитель. Для того, чтобы научиться создавать сказочную страну, нужно иметь к уроку необходимые принадлежности. У всех вас они есть на ваших столах.
А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем. (Повторить правила работы в группе и работы с ножницами.)
Физкультминут
Давным-давно жил царь Горох,
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
Плечами уши доставал
За солнышко хватался.
3. Работа по учебнику.
Учитель. Откройте с. 98 учебника, посмотрите, какую сказочную страну придумали дети.
– Опишите ее. Какие дома вы видите? Что еще привлекает внимание?
– Какими материалами пользовались ребята?
– Какие выбрали цвета красок? Почему?
– Какое настроение пробуждают эти работы?
– Юные художники рисовали акварелью или гуашью, наклеивали рисунки, вырезки из цветной бумаги, кусочки материи и других материалов на основу, создавали панно. А техника выполнения – коллаж.
– Что нам может быть интересно в этих словах с точки зрения русского языка?
Учащиеся. Удвоенные согласные лл, нн. (Показ карточек со словами панно и коллаж.)
V. Творческая практическая деятельность учащихся
Учитель. Создайте свою сказочную страну и сказочных жителей.
– Подумайте, как будет называться ваша страна, какие краски вы хотите подобрать, чтобы они соответствовали вашему замыслу, в чем будет заключаться работа каждого Мастера в ваших рисунках.
Практическая работа (под музыкальное сопровождение: песня «Маленькая страна» в исполнении Н.Королёвой.)
VI. Итог урока. Рефлексия
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Учитель. Сегодня вы работали в группах. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание интересного панно с изображением сказочной страны.
– Легче или труднее работать в группе?
– Почему сказочные страны получились такими разными?
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали?
– В чем заключалась работа каждого мастера в создании панно?
– Вам понравился сегодня наш урок?
– Был ли он полезным для вас? Чем именно?
3. Сюрприз. Пальчиковая игра «Жар-птица» (на ватмане, прикрепленном к доске).