Ситуационные задачи как средство формирования предметных компетенций обучающихся

Сирин ГАСИМОВ,

учитель физической культуры лицея-инженерного центра г. Казани

Проведенная нами работа показывает то, что после прохождения курса Основ безопасности жизнедеятельности, не каждый выпускник общеобразовательных учебных заведений способен на практике применить свои теоретические знания. Совершенство­вание  своих практических навыков предполагает, обеспечение ее полноты и целостности. Одним из тех подходов, который помог бы решить эту проблему, явилась идея смоделиро­вать деятельности связанная с безопасностью в процессе учебы. Модель, которая в свою очередь позволяет в спе­циально созданных в классе условиях, на учебных занятиях, все свои теоретические знания закрепить на практике. На наш взгляд, чтобы овладеть и на практике уметь применять свои знания, для будущих выпускников школ способствует использование и применение на уроках ситуационных педагогических задач. Целью исследования, которая проводилось для определения эффективности данной методики, явилось разработка и апробирование кейсов с ситуационными задачами для формирования предметных компетенций обучающихся в области безопасности жизнедеятельности и разработка метод рекомендаций. В качестве методов исследования нами были применены анкетирование и педагогический эксперимент, как методы, позволяющие эффективно исследовать влияние ситуационных задач  на формирование предметных компетенций в области безопасности жизнедеятельности. Результаты исследования показали то, что степень влияния ситуационных задач на формирование тех предметных компетенций у обучающихся, которые позволяли бы им применять свои знания на практике достаточно высока. Практическая значимость данного исследования, которая была проведена заключается в том, что кейсы с ситуационными задачами можно применять не только на уроках ОБЖ, но и на других уроках, где присутствует практическая часть и эти задачи способствуют формировании предметных компетенций обучающихся в области безопасности жизнедеятельности.

Пример кейса с ситуационными задачами

Задача 1. Вы сидите в зале перед рабочим телевизором, вдруг услышали непонятный звук, ощущается запах гари. Что вы будете делать?

Задача 2. Вспыхнул включенный телевизор. Ваши действия.

Задача 3. В квартире, где вы проживаете и находитесь в данный момент начался пожар. Что вы будете делать?