Система оценивания на уроках истории и обществознания как инструмент поддержания устойчивой мотивации к обучению
№ 204
Ильфат ГИМАДЕЕВ,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории многопрофильной гимназии №189 «Заман» г. Казани
Согласно требованиям ФГОС оценивание на уроке должно не только служить мониторингом знаний учащихся, но и мотивировать их на достижение высоких образовательных результатов. Как известно в российской школе действует пятибальная система оценивания знаний. Она берёт свои истоки с 1846 года. С приходом к власти большевистского правительства оценочная система была отменена. В 1944 году пятибальную систему оценивания знаний вновь вернули. Согласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и до наших дней оценивание знаний рекомендуется проводить следующим образом:
Оценка | Описание |
«5» | Отлично. Балл «5» ставится в случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок. |
«4» | Хорошо. Балл «4» ставится в случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки. |
«3» | Удовлетворительно. Балл «3» ставится в случае, когда у учащегося обнаруживается знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки. |
«2» | Неудовлетворительно. Балл «2» ставится в случае, когда у ученика обнаруживается незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь при помощи наводящих вопросов учителя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки |
Подобная система оценивания, по мнению ряда экспертов и видных деятелей образования не позволяет объективно оценить ученика, из за чего может потеряться устойчивая мотивация к обучению. В своем труде «Приемы педагогической техники» А.Гин рекомендует учителям использовать иные методы оценивания. Однако локальные акты учебных организаций ставят необходимость использования пятибальной системы. Как учитель, работающий в школе двенадцать лет, хочу добавить, что подобная система часто рождает вопросы у учеников об объективности выставления оценки, что могло приводить к возникновению конфликтов, поэтому я попытался модернизировать имеющуюся систему оценивания. Предлагаемая мною система содержит шкалу перевода баллов в оценки:
Балл | описание | оценка |
0 – 90 | Ученик не усвоил материал | «2» |
100 – 160 | Ученик слабо разбирается в теме, знание материала не полное | «3» |
170 – 240 | Ученик усвоил материал, но допускает незначительные ошибки | «4» |
240 – 300 | Ученик в полном объеме усвоил материал, ошибок не допускает | 5 |
С подобной шкалой ознакомлены все мои учащиеся. На устный опрос я вывожу трёх учеников, каждому из которых предстоит ответить на три круга вопросов. В одном круге ученик отвечает на два вопроса, каждый из которых при абсолютно правильном ответе оценивается в 50 баллов (итого сто баллов в круге). Представим, что ученик не только правильно отвечал на вопросы, но и дополнял ответы других. Тогда он получает дополнительные баллы т.е балл заработанный учеником может выйти за пределы 300 баллов. Оценивание, как правило, произвожу коллегиально, делегируя полномочия, одному из представителей класса и оцениваем учеников мы вместе. Таким образом, взаимооценивание позволяет объективно оценить в дальнейшем себя. Полученный балл учащимися оглашается и отвечающий уже в процессе работы возле доски стремится увеличить балл, больше отвечать и дополнять. Это позволяет удерживать мотивацию учащихся к процессу обучения.
Изложенную систему оценивания я использую уже четвертый год в своей работе и охотно делюсь ею с коллегами. Она прошла апробацию на фестивале методических идей в Нефтегорске 2018 г.