Система оценивания на уроках истории и обществознания как инструмент поддержания устойчивой мотивации к обучению

№ 204

Ильфат ГИМАДЕЕВ,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории  многопрофильной гимназии №189 «Заман» г. Казани

Согласно требованиям ФГОС оценивание на уроке должно не только служить мониторингом знаний учащихся, но и мотивировать их на достижение высоких образовательных результатов. Как известно в российской школе действует пятибальная система оценивания знаний. Она берёт свои истоки с 1846 года. С приходом к власти большевистского правительства оценочная система была отменена. В 1944 году пятибальную систему оценивания знаний вновь вернули. Согласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и до наших дней оценивание знаний рекомендуется проводить следующим образом:

Оценка Описание
«5» Отлично. Балл «5» ставится в случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
«4» Хорошо. Балл «4» ставится в случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
«3» Удовлетворительно. Балл «3» ставится в случае, когда у учащегося обнаруживается знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
«2» Неудовлетворительно. Балл «2» ставится в случае, когда у ученика обнаруживается незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь при помощи наводящих вопросов учителя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки

 

Подобная система оценивания, по мнению ряда экспертов  и видных деятелей образования не позволяет объективно оценить ученика, из за чего может потеряться устойчивая мотивация к обучению. В своем труде «Приемы педагогической техники» А.Гин рекомендует учителям использовать иные методы оценивания. Однако локальные акты учебных организаций ставят необходимость использования пятибальной системы. Как учитель, работающий в школе двенадцать  лет, хочу добавить, что подобная система часто рождает вопросы у учеников об объективности выставления оценки, что могло приводить к возникновению конфликтов, поэтому я попытался модернизировать имеющуюся систему оценивания. Предлагаемая мною система содержит шкалу перевода баллов в оценки:

Балл описание оценка
0 – 90 Ученик не усвоил материал «2»
100 – 160 Ученик слабо разбирается в теме, знание материала не полное «3»
170 – 240 Ученик усвоил материал, но допускает незначительные ошибки «4»
240 – 300 Ученик в полном объеме усвоил материал, ошибок не допускает 5

 

С подобной шкалой ознакомлены все мои учащиеся. На устный опрос я вывожу трёх учеников, каждому из которых предстоит ответить на три круга вопросов. В одном круге ученик отвечает на два вопроса, каждый из которых при абсолютно правильном ответе оценивается в 50 баллов (итого сто баллов в круге). Представим, что ученик не только правильно отвечал на вопросы, но и дополнял ответы других. Тогда он получает дополнительные баллы т.е балл заработанный учеником может выйти за пределы 300 баллов. Оценивание, как правило, произвожу коллегиально, делегируя полномочия, одному из представителей класса и оцениваем учеников мы вместе. Таким образом, взаимооценивание позволяет объективно оценить в дальнейшем себя. Полученный балл учащимися оглашается и отвечающий уже в процессе работы возле доски стремится увеличить балл, больше отвечать и дополнять. Это позволяет удерживать мотивацию учащихся  к процессу обучения.

Изложенную систему оценивания я использую уже четвертый год в своей работе и охотно делюсь ею с коллегами. Она прошла апробацию на фестивале методических идей в Нефтегорске 2018 г.