Синтез искусств в театре, кино и на телевидении

 

Елена МАКСЮТОВА,

учитель изобразительного искусства

СОШ № 7 г. Зеленодольска

 

Многие знают меня как человека искусства и, удивляясь, спрашивают, как я попала в педагогику. С 2005 года я работала гримером на съемках в кино и театре. Случилось так, что съемки полнометражного фильма затянулись на два года, бесконечные гастроли и командировки заставили меня задуматься о более оседлом образе жизни, ведь из-за моей творческой работы появлялась острая нехватка времени на семью. Где же еще я могу пригодиться? В шкафу, наряду с дипломом художника-гримера, лежал и ждал своего часа диплом об окончании педагогического университета.

В целом, у меня не было понимания, как люди приходят к тому, чтобы работать в школе. Я решила попробовать пойти в Центр занятости, чтобы, опираясь на мое образование, меня направили туда, где я смогу реализовать себя, пригодиться. Через пару дней после визита в Центр занятости мне позвонили и предложили пойти на собеседование в СОШ № 7 Зелендольского муниципального района. Я отправилась туда, куда написали в заветной бумажке. На тот момент я даже понятия не имела, как строится работа с детьми, но решила рискнуть, и не зря – мне понравилось, я понравилась, и уже через месяц после визита к руководству школы я провела свой первый урок. Страха перед детьми у меня не было, детей я понимаю, на мой взгляд, очень хорошо. Мне удалось сразу выстроить доверительные отношения с ними. И я поняла с первого проведенного мной урока, что работа с детьми, работа учителя – это бесконечная учеба и бесконечное развитие, безграничные знания, которые можно совершенствовать каждый день, узнавать новое все больше и больше.

Никакими цифрами не измерить то, что получает учитель и то, что он дает, это такая взаимная мощь! Мне нравится это взаимодействие, этот энергообмен. Рядом с детьми душа исцеляется. На этом обмене строится моя работа. В первый год мне удалось подготовить победителя муниципального уровня предметной олимпиады, после чего мы ездили на республиканский уровень, на следующий год хуже уже было сделать нельзя, чисто психологически для себя я решила: «только выше, только вперёд» – мне удалось подготовить двоих победителей (первое и второе места), и так каждый год.

Самый важный момент в моей работе учителя, гримёра, художника – это чередование деятельности. Именно в этом я черпаю вдохновение, весь учебный год я учитель, который дает знания и который их получает от детей. В перерывах на каникулах у меня есть возможность заниматься творчеством, работать художником-гримером на киносъемках.

Я делюсь этим опытом с детьми, им это очень нравится, какие-то моменты из профессиональной деятельности гримера я использую на своих уроках, профориентирую детей, выделяю творчески одаренных, направляю, подсказываю, вдохновляю. Такое интересное сочетание помогает мне держать баланс между семьей, школой и кино.

В этом году выставка, посвященная 75-летию Казанского театрального училища, разместилась в Национальной библиотеке. На выставке было много моих студенческих работ, мои ученики – школьники вдохновились примером, и кто-то из них, возможно, после окончания школы захочет связать свою жизнь с искусством, станет художником-гримером, бутафором-декоратором или кукольником.

Вот такая простая история о том, что творчеством «заражаются» если не «воздушно-капельным путём», то «душевно-ментальным».

Я бы хотела представить вам свой урок на тему:

«Синтез искусств в театре, кино и на телевидении».

 

 

 

 

Цель урока: познакомить с понятием «синтетические искусства», как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Исследование произведений нескольких видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения; изучить культуру современного мира визуальных синтетических искусств; иметь общее представление о специфике синтетических искусств; развивать зрительскую компетентность учащихся на основе мира кино и театра; воспитать интерес к современному искусству в целом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей, задач урока.

III. Формирование новых знаний.

«Только искусство позволяет сказать даже то, чего мы не знаем».

                                                                      Габриэль Лауб

  1. Беседа

Быт, люди, окружающий мир, действительность отображаются творцами в разных видах искусства.

– Ребята, а какие виды искусства вам знакомы?

(Архитектура, скульптура, изобразительное искусство (живопись, графика, ДПИ), литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство.)

  1. Изучение нового материала

– Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?

(Взаимодействие различных искусств в художественное целое образует синтез искусств.)

Синтез искусств (от греч. – соединение, сочетание) – органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства.

Раскрытие понятия – синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.

Ребята, подумайте, где конкретно нашли свое применение в театре перечисленные виды искусства?

Непременным атрибутом музыкальных спектаклей являются художественные решения: оформление афиши, программы фотовыставок в фойе театра с изображением фрагментов спектаклей и участвующих в них артистов.

Как вы думаете, наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?

(В театре, кино, на телевидении активно взаимодействуют различные виды искусства.)

Зритель визуально воспринимает воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля.

Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцен коллизий во много раз усиливается музыкой.

Особый сценический жанр – мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.

Их сочетание, взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического времени, броскостью, яркостью материала.

Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре осуществил свое триумфальное шествие по всему миру. Некоторые зачастую его называют рок-оперой.

Какие рок-оперы, мюзиклы знакомы вам?

Давайте разберем на примере мюзикла, созданного на основе романа Виктора Гюго «Нотр-Дам-де-Пари».

Это одна из самых зрелищных постановок, которая попала в Книгу рекордов Гиннесса, как самый оглушительный дебютный проект.

Он стал первым известным французским мюзиклом, получившим признание на мировой сцене.

Партия Квазимодо, о жертвенной чувственной любви, запретное чувство.

А какое настроение у вас после его исполнения?

При высочайшем уровне исполнения постановка вокала или пластики в мюзиклах и рок-операх категорично иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по-оперному, а танец – выглядеть балетным. Мюзикл – это сочетание олицетворения синтеза искусств, ярчайший пример для раскрытия темы нашего урока.

В настоящее время активно применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу), в них для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые шоу, часто агрессивную звуковую среду.

Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично связаны между собой идеей и общим замыслом. Давайте вспомним, какую роль в создании драматического спектакля играет музыкальное и художественное оформление:

– сформулируйте, какие жизненные ценности, человеческие идеалы раскрывают произведения синтетических жанров;

– какой опыт приобретают современные зрители и слушатели в процессе общения с классическим искусством?

  1. Обобщение и закрепление полученных знаний

Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.

Рефлексия

Сегодня на уроке мы говорили о синтетических видах искусства.

– Что происходит от слияния разных видов искусств?

(Рождаются новые жанры в театре и на телевидении.)

(Рождаются вечные темы – любви, верности.)

Синтетические виды искусства более эмоционально воздействуют на слушателя. Тем самым они более понятны и популярны.

Домашнее задание. Ребята, дома необходимо выполнить эскизы к мюзиклу «Нотр-Дам-де-Пари».

Первый ряд выступит в роли художника-декоратора, нарисует эскиз декораций.

Второй ряд выполнит эскиз костюмов к этому спектаклю.

Третий ряд изобразит в своих эскизах грим главных героев.

  1. Выставление оценок за урок

Синтез искусств

Театр

Жанр

Жанр мюзикла

Известные мюзиклы?

– Что происходит от слияния разных видов искусств?