Символизм как литературное направление. Поэзия Серебряного века

 № 186

(Урок-семинар по русской литературе в XI классе)

Наталья ПИЛЮГИНА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №141 г. Казани

Цели:

– обобщение знаний учащихся о творческой манере поэтов-символистов, о символизме как литературном направлении, его особенностях, содержании, смысла на основе прочитанных стихотворений;

– формирование исследовательских навыков и навыков литературоведческого анализа; –воспитание эстетического вкуса, любви к поэзии.

Форма работы: групповая.

Используемое оборудование: проектор.

Оформление: в течение всего урока-семинара демонстрируется видеоряд с портретами поэтов-представителей школы символистов, чье творчество изучалось при подготовке к уроку.

«Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю стихии чуждой, запредельной»

В.Брюсов 

На доске написаны вопросы и задания, данные учащимся заранее, в ходе подготовки к семинару:

  1. Что вы можете сказать о символизме, о его содержании, смысле на основе прочитанных стихотворений?
  2. В каких стихотворениях можно увидеть откровенный индивидуализм и бегство от действительности?
  3. Найдите слова-образы, символы, образные ряды в стихотворениях А.Блока.
  4. Чем интересен талантливый поэт-символист?
  5. Можно ли в творчестве поэтов-символистов увидеть драматизм времени?

Ход урока-семинара

Вступительное слово учителя. Начало XX века – «испепеляющие годы» – ознаменовались в России созданием значительных культурных ценностей и национального, и общечеловеческого масштаба. Теперь становится все более очевидным – модернизм, утверждавшийся в полемике с классикой, органически слился с ней. Иногда искусство того времени воспринимается как крушение, крах, но новаторская энергия писателей и поэтов рубежа веков оказывает заметное влияние на искусство XX века.

Рубеж веков – эпоха трёх революций, важная страница в жизни литературы, связанная с великими именами Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Но наряду с реалистическими традициями существовал декаданс.

(Слово предоставляется экспертам, исследовавшим особенности символизма.)

1-й эксперт. В России своеобразным манифестом нового явления литературы и искусства была вышедшая в 1893 году работа Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых явлениях современной литературы», в которой автор утверждал, что «художественный идеализм» — возвращение к древнему, вечному, никогда не умиравшему, начало которого лежит в античной культуре. Символ, утверждал Мережковский, скрывается под реалистической подробностью и должен естественно выливаться из глубины действительности. «В поэзии то, что не сказано, а мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм  делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой заложено пламя».

В символизме раскрывается полнокровная, здоровая чувственность Ренессанса, связанная с гуманизмом, с раскрепощением человека, обращение к античному миру, в котором усматривается торжество принципов, воплощенных в принципах Аполлона и Диониса: первый освящал эстетический культ прекрасных форм, второй – исступленную эротику.

Мережковский прославлял гибельную, несущую несчастье целому народу красоту Елены. Лохвицкая воспевала «преступную страсть» Федры («Легенда желтых роз»).

2-й эксперт. Впервые разделение на 5 периодов всей мировой истории появилось в мире в произведении писателя VIII – VII в. до нашей эры Гесиода (греч.) «Труды»:

  • золотой;
  • серебряный;
  • медный (бронзовый);
  • героический;
  • железный.

В 1829 году Вяземский в стихотворении «3 века поэтов» первый вспомнил о терминологии Гесиода по значимости: 1-й век – золотой. Так в настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители — Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой. Тем более  что первые годы XX в. (до революции 1917 г.) обычно, по аналогии с предшествующим периодом, называются «серебряным веком русской литературы (русской поэзии)».

Начало XX века называется «серебряным веком».

Хронологические рамки «серебряного века» – конец века (1893) – ориентировочно 1930 г., символизма – до Октябрьской революции.

«Серебряный век» в различных видах искусства:

Музыка:

1) опера: Ф.И.Шаляпин, Б.Л.Собинов;

2) балет: А.П.Павлова, Т.П.Карсавина, В.Ф.Нижинский.

Театр: В.Ф.Комиссаржевская, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд.

Изобразительное искусство

Молодые художники объединились вокруг А.Бенуа в мощное объединение – 80 человек. Их объединил особый способ видения мира, видя источник вдохновения лишь в красоте, единственным же чистым источником красоты может быть само искусство.

Отличия творчества реалистов от поэзии символистов

Реалисты: литература – явление демократическое, она должна быть доступна всем, народу (И.Бунин, А.Куприн, В.Вересаев, Н.Лесков, В.Короленко, А.Чехов, Л.Толстой). «Декадентство есть несомненный  упадок цивилизации» (оно оторвано от народа, его чаяний, рассчитано на элиту – узкий круг людей – слишком много экспериментов, усложненная форма, формотворчество).

  1. Выступления учащихся об особенностях творчества поэтов школы символистов (наблюдения за творчеством одного из поэтов-символистов).
  2. Обсуждение.
  3. В каких из этих стихов можно увидеть откровенный индивидуализм, бегство от действительности? В чем виден демонстративный разрыв этих поэтов с реалистическими традициями русских классиков?
  4. Приведите примеры образов-символов в их декадентском понимании как выражение отношения поэтов, как «отблеск», знак «иного мира».

«Назвать предмет, значит уничтожить на три четверти наслаждение поэмой», – утверждал Стефан Малларме, французский поэт и писатель, глава символистской школы.

Поэзия русского классицизма создала ряд символов, ставших традиционными. Это, главным образом, мифологические символы: амур – символ любви; музы, хариты, грации – богини женской красоты – символы поэзии, искусства; Вакх – символ веселья, праздничного застолья.

Романтизм внес свой вклад в ряд символов: голубь мира, гроза, буря, метель.

Реалистическая поэзия не отказалась от исторической символики. Разве в словах «роняет лес багряный свой узор» не присутствует символ?

У поэтов-символистов символ иной. Идеалистическое мировоззрение, уход в мир фантазии, мистицизм, религиозность, индивидуалистические начала, упаднические настроения – все это привело к созданию образов – символов, которые выражают не предмет, не явление, а отношение к предмету, представляют знак, «отблеск иного мира».

Такие поэтические символы вызывают индивидуальную ассоциацию. Например, алый может быть воспринят, как нежный, ласковый, цвет зари, цвет крови, этап беды, символ Победы. У Блока красный смех – знак тревоги, красный крик – знак трагедии, красные копья заката – предчувствие зловещих событий.

В стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда» А.Блок трижды обращается к слову «пыль». Символистическое употребление

«Всеевропейской желтой пыли

Ты предала себя сама»

сменяется конкретной реалией

«Звенят в пыли велосипеды»,

а затем появляется обобщенный образ: «Ты воскресить себя не можешь

В пыли торговой толчеи»,

т.е. А.Блок употребляет лексический повтор, совпадение словесной  оболочки при несовпадении их значений.

  1. Можно ли в творчестве поэтов-символистов увидеть «драматизм времени, невиданные перемены, неслыханные мятежи» (К.Бальмонт)?
  2. Вспомните гражданственность, гуманизм, реалистичность картин и образов, ритмико-интонационность, выразительность поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А в творчестве поэтов-символистов можно эти увидеть традиции?

(«Кинжал» В.Брюсов- М.Ю.Лермонтов

«Пепел» А.Белый – Н.А.Некрасов

Альманах «Северные цветы» – символисты – А.С.Пушкин).

Вывод: художественное наследие символистов велико, ярко, проникновенно, многокрасочно, философично;

– поэты и художники стремятся к пониманию своей Родины, ее истории, культуры, начиная с древней Руси;

– философские искания, размышления о страданиях человека,, о человеке и религии, осмысление природы, космоса – все это сближает их с лучшими представителями русской классической литературы;

– они стремятся к гармонии Человека с Душой Мира, Вечной Женственностью, Красотой, Любовью;

– увлекаясь «неземным», нереальным, они были искренни, внесли психологизм в свою поэзию;

– они внесли большой вклад в развитие стихотворной формы;

– их творчество способствовало взлету русской поэзии.

Домашнее задание. Прочитать статью «Акмеизм. Его основные черты, особенности». Аналитическое чтение поэзии представителей акмеизма Н.Гумилева, О.Мандельштама.