Школьный музей «Молодая гвардия» – центр нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения
Гульназ Хавиловна ХАМЗИНА,
учитель истории и обществознания Таканышской средней школы Мамадышского района
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм».
(В.В. ПУТИН)
Сегодня в Российской Федерации большая роль отводится патриотическому воспитанию. Как сказал Владимир Владимирович Путин: «…патриотическое воспитание должно быть не только стройной государственной системой, но, прежде всего, органичной частью жизни самого общества».
Что же такое патриотизм? Что такое патриотическое воспитание? Большая российская энциклопедия под термином «патриотизм» определяет осознанную любовь к родине, своему народу, его традициям. Воспитание патриотизма – это сложный многофункциональный и многосторонний процесс. Нравственно-патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, преданности ей, гордости за её прошлое и настоящее. Все это достигается путем:
– изучения героического прошлого страны, региона, малой родины;
– отождествлением себя как части большой страны, его истории и культуры;
– формированием гражданско-патриотического мышления;
– любви к своему Отечеству.
Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами.
Центром реализации такой системы становится школьный музей.
Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим. Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники. Каждый музей имеет свое лицо, свою неповторимость и уникальность. Такой уникальностью и неповторимостью обладает и наш школьный музей «Молодая гвардия» Таканышской средней общеобразовательной школы Мамадышского района Республики Татарстан, созданный в 1978 году с целью освещения подвига молодогвардейцев и сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны. Руководителем музея является Нигматуллин Рамиль Марсович.
Наш музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. В школьном музее «Молодая гвардия» собран уникальный материал, увековечивающий подвиг не только молодогвардейцев, но и наших земляков. В ходе многолетней поисково-исследовательской работы экскурсоводам и активистам музея удалось собрать материалы, рассказывающие об участии таканышцев в Великой Отечественной войне.
На сегодняшний день наш музей активно сотрудничает с краснодонским музеем «Молодая гвардия», «Музеем Победы» г. Москвы, Международным социально-образовательным проектом «Великая Победа объединяет народы», фондом ветеранов войны в Афганистане, Молодежным Интеграционным Центром Луганской Народной Республики и другими общественными организациями Российской Федерации и Республики Татарстан. Музей ведет работу по следующим направлениям.
Это:
– поисково-исследовательская и экскурсионная работа;
– оформительская деятельность,
– международное, всероссийское и региональное сотрудничество;
– культурно-образовательная деятельность и выставочная работа.
В музее «Молодая гвардия» работают 12 постоянных выставочных экспозиций. Десять из них посвящены истории краснодонской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». В этих экспозициях представлены материалы, рассказывающие о школьных годах будущих молодогвардейцев, как создавалась подпольная организация, о последних днях молодогвардейцах в фашистских застенках. Большая экспозиция посвящена матерям героев «Краснодонская мать!». На сегодняшний день в основном и вспомогательном фондах школьного музея «Молодая гвардия» хранятся 1523 экспоната. Из них оригинальные – 473, уникальные – 250, другие – 800. Наиболее ценными экспонатами являются: редкие снимки, письма оставшихся в живых молодогвардейцев, родных и близких краснодонских героев. К уникальным экспонатам относятся: голоса героев, записанные на пленки, материалы, привезенные из Всесоюзных слетов «Молодогвардейцы наших дней», документы о Нухе Идрисове.
Одна выставка посвящена нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны. Ещё одна экспозиция освещает жизнь воспитанников школы-интерната №322 города Ленинграда, эвакуированных в село Нижний Таканыш в годы войны. Нам также удалось отыскать одну из тех детей блокадного Ленинграда в 1942 году эвакуированных в наше село. Валентина Александровна Матвеева прислала нам письмо со своими воспоминаниями о тех годах, когда она вместе с другими ленинградскими детьми жила и училась в Таканыше. В коридорах школы находится вынесенная экспозиция, рассказывающая об истории Таканышской школы. Во время проведения экскурсий, экскурсоводы рассказывают о подвигах наших земляков на фронтах Великой Отечественной войны, знакомят учащихся нашей школы и других школ Мамадышского района не только с историей «Молодой гвардии», но и историко-культурным наследием Нижнетаканышского сельского поселения. В музее проводится большая работа по воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и уважения к историческому прошлому страны. У нас проводятся экскурсии, Дни Памяти, Вахта Памяти, Уроки Мужества, акции: «Зажги свечу«, «Поздравь Ветерана«, «Бессмертный полк» и другие. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию — сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.
Экскурсоводы, активисты школьного музея «Молодая гвардия» сегодня активно сотрудничают с Международным социально-образовательным проектом «Великая Победа объединяет народы», и о их работе сейчас знают во многих регионах России, а также в Белоруссии, Казахстане, и даже на Кипре. Это и есть одна из форм работы народной дипломатии, которая призвана объединить народы мира во имя дружбы и процветания. На основе краеведческого материала нынешние поколение экскурсоводов, активисты, учителя – воспитывают у подрастающей молодёжи нравственно – патриотические чувства, гражданственность, прививают им национальное самосознание. Они получают не только знания о нашем крае, но и начинают осознавать себя как часть современных носителей культурных традиций наших предков. И, это проявляется в ходе участия в республиканских, всероссийских акциях, фестивалях, конкурсах, а также в ходе проведения международных телемостов, круглых столов, конференций. Таким образом, наш музей – это не только центр патриотической работы, проводимой в школе, но еще и площадка, объединяющая народы, формирующая в школьниках нравственные ценности. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.