Школьник в глобальном информационном пространстве

№ 133

Алла ОСИПОВА,

учитель информатики высшей квалификационной категории средней школы № 22  – Центра образования г. Казани

В современном быстро меняющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, способности быстро принимать решения в критических ситуациях, перед педагогической общественностью и родителями учащихся стоят серьёзные задачи обеспечения защиты детства от возможного негативного влияния средств массовой коммуникации, что является условием для эффективного развития гражданского общества. Неумолимый прогресс в области информационно-коммуникационных технологий предъявляет повышенные требования к адаптации педагогического процесса, к выработке школьниками умения анализировать полученную информацию, осмысленно применять её в различных жизненных ситуациях.

Появление Интернета расширило возможности для образования, для коммуникационного взаимодействия между людьми. В Интернете ученик может разыскать информацию для выполнения домашнего задания, подготовки к выступлению с докладом, написания реферата, сочинения, пройти дистанционное обучение на курсах, проверить знания с помощью тестов, подготовиться к сдаче выпускного экзамена, а также пообщаться со сверстниками, отправить и получить электронное письмо – это очевидные плюсы всемирной паутины. Информационная сеть даёт небывалую степень свободы в обмене знаниями, мнениями. Но в Интернете размещены и инструкции для террористов, реклама тоталитарных сект, ссылки на бесполезные или деструктивные, провокационные ресурсы, содержащие призывы к противоправным акциям в различных точках планеты.

Исследователи информационного сетевого пространства подчеркивают, что Интернет является распространителем знаний, предоставляет доступ к неизмеримым хранилищам полезной информации, но обращают общественное внимание на реальную угрозу превращения пользователей всемирной сети в используемых по воле тех, кто имеет средства активно влиять на её состав и структуру. В сети человек превращается в одно из программно-аппаратных средств виртуального пространства, которое имеет широкие возможности для манипуляции им. Его деятельность ограничивается рамками электронной несвободы.

По данным фонда развития Интернета российские школьники проводят в среднем 23 часа в неделю в Интернете, посещают социальные сети, каждый третий натыкается на сайты с пропагандой насилия, на экстремистские ресурсы. С незнакомцами в сети хотя бы раз общалась половина российских школьников, большинство из них не прочь продолжить знакомство в реальности (в Европе таких любопытных только 10 %), каждый пятый становится жертвой кибербуллинга – оскорблений и унижения в сети. «Дети не только объекты кибербулинга, но и субъекты. Четверть наших респондентов признались, что за последний год кого-то унижали или оскорбляли в интернете», — объясняет Галина Солдатова, директор фонда развития Интернета, доктор психологических наук. Всё это угрожает детской психике. Российские родители не подозревают о таких рисках. «В нашем исследовании мы задавали вопрос, знаете ли вы об Интернете больше, чем ваши родители и половина ответили: «Да, конечно». В Европе так ответили только 14 %», – говорит Г.Солдатова. [1]

В исследовании благотворительного детского фонда Kidscape, отмечается, что 45 % опрошенных молодых людей чувствуют себя в сети более счастливыми, чем в настоящей жизни. Исследование показало, что 49 % родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет не следят за тем, что их ребёнок делает в сети с мобильного телефона. Эти данные были получены в результате опроса более 2300 молодых британцев в возрасте 11 – 18 лет. Заместитель гендиректора Kidspace психотерапевт Питер Брэдли отмечает, что в Интернете дети проявляют стороны своего поведения и личности, которые они никогда бы не показали в реальной жизни. [2]

Старшему поколению необходимо постараться оградить, уберечь подрастающее поколение от возможных опасностей сети, предупредить юного пользователя о высоком риске физического и психологического ущерба. На уроках, на родительских собраниях классному руководителю, учителю информатики, биологии, медицинскому работнику, психологу школы необходимо корректно информировать учащихся, родителей и периодически возвращаться к вопросу об отрицательном воздействии длительной и неконтролируемой работы за компьютером на растущий детский организм. Ухудшается зрение, статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса, наблюдаются признаки утомления, беспокойства, изменяется качество воздушной среды в комнате, где находится компьютер. Беседа помогает убедить родителей школьников, что их обязанностью является контроль времени нахождения ребёнка перед экраном, постоянное соблюдение существующих санитарных норм работы за компьютером. Задачей педагогического коллектива на тематических уроках, на классных часах, во внеурочной деятельности, в индивидуальных беседах является аргументированное объяснение учащимся, родителям, что при подключении к сети Интернет, мы встречаемся с целым рядом угроз, о которых можем не подозревать. К наиболее часто встречающимся угрозам относят: контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов, электронной почты, доступ к нежелательному содержимому, угрозу заражения вредоносным программным обеспечением, неконтролируемые покупки.

Родителям даются рекомендации, которые позволяют сделать контакт с сетью менее опасной. В.Ф.Безмалый, MVP in Windows Security, рекомендует: посещайте Интернет вместе с детьми, поощряйте успехи в освоении всемирной паутины, объясните ребёнку, что если его что-то беспокоит, то необходимо поделиться с родителями, классным руководителем своим беспокойством. Постоянно напоминайте детям, что при общении в чатах, использовании программ и игр, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее личной информации. Обязательно объясните, что нельзя выдавать личные данные: домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей. Учите детей уважать собеседников: в реальной жизни и в сети Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками, правила хорошего тона одинаковы в сети и в жизни. Скажите ребёнку, что никогда не стоит встречаться с собеседником из сети – люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают. Продумайте беседу, что не всё, что дети могут прочесть, увидеть в киберпространстве – правдивая информация, приучите спрашивать у родителей и учителей о том, в чем они не уверены. Не забывайте контролировать детей специальным программным обеспечением, помогающим отфильтровывать вредоносное содержание, определяющим какие сайты посещает ребенок, что он там делает. [3]

Функции, которые ограничивают доступ ребёнка к некоторым сайтам, есть почти во всех операционных системах и антивирусных программах. Фильтры отсекают 95% нежелательного контента, но 80% российских детей выходят в Интернет, оставаясь один на один с компьютером, без всякого присмотра со стороны родителей.

У одних детей проявляется состояние компьютерофобии – связанное с компьютером состояние страха, неуверенности, нерешительности, раздражительности. Другая группа детей чрезмерно увлечена красочным и динамичным компьютерным миром, погружена в искусственный мир. Для юного пользователя затруднительным становится переход от компьютерных инструментов к реальным предметам, могут обостриться невротические черты личности, болезненные состояния, ограничение интеллектуальной активности, закрепляется шаблонность мышления.

Учителя рекомендуют родителям проявлять ответственность и в выборе детских компьютерных программ. Опасны игры, вырабатывающие привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели, формирующие враждебность и безжалостность, агрессивную направленность развития личности ребёнка. У детей вырабатывается быстрота реакции нажатия на кнопки, но теряется способность к сосредоточенности, они отчуждаются от ровесников и родителей. Обучающие программы и развивающие игры требуют терпения, силы воли, серьезных интеллектуальных тренировок, формируют аккуратность, точность, организованность, развивают абстрактное, логическое мышление, формируется деловая мотивация, умение прогнозировать.

Воспитательная работа с учащимися в школе и дома без организации действенного контроля – бесполезное занятие, как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Единство данных средств поможет нашим детям чувствовать себя в безопасности, оградит ранимые детские души от возможного негативного влияния, подарит радость открытий от встречи с новинками в области информационных технологий, которые неумолимо становятся реалиями в жизни общества и семьи.

Список литературы:

  1. День безопасного Интернета отмечается в мире http://ekaterinburg.bezformata.ru/listnews/bezopasnogo-interneta-otmechaetsya/471263/ (дата обращения 15.10.2019)
  2. Интернет-поколение: реальному миру подростки предпочитают виртуальную жизнь. http://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/60201-internet-pokolenie-realnomu-miru-podrostki-predpochitayut-virtualnuyu-zhizn.html (дата обращения 15.10.2019)
  3. Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в Интернете. http://www.azbez.com/node/360 (дата обращения 15.10.2019)