Счет в пределах 10. Состав числа 4

№ 137

(Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений)

Милеуша СИТДИКОВА,

воспитатель детского сада №11 г.Арск

Цель. Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Задачи:

– упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

– закреплять умение последовательно определять и называть дни недели;

– развивать умение составлять силуэты из геометрических фигур;

– закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа;

– закреплять представления о временах года и месяцах осени;

– закрепить знания детей о последовательности дней недели;

– формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих;

– воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Дидактический наглядный материал:

демонстрационный материал: мячик, модель дома с номером 4 и с 6-ью магнитными кругами, картинка с контурным изображением вазы, составленных из геометрических фигур, презентация;

раздаточный материал: для каждого ребенка: лист бумаги, танграм,  модель дома с номером 4, набор счетного материала по математике.

Методические приемы и методы: наглядные (использование наглядного материала); словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей); игровые; поощрение; практическая деятельность; индивидуальный подход; использование литературного произведения, слова.

Ход ООД

I. Организационно-мотивационный этап

Воспитатель.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вот мы зарядились положительными эмоциями. Я рада видеть вас таких красивых, и с хорошим настроением!

Ребята, мне пришло письмо. Хотите узнать, что в ней и кто его написал? (Воспитатель загадывает загадку.)

Любит есть он бутерброд

Не как все, а наоборот,

Экономный очень кот,

В Простоквашино живет.

Любит он ходить в тельняшке

Ну, и кто герой мультяшек?

Дети. Кот Матроскин.

Воспитатель. Да, это Матроскин. Я получила от него письмо. Послушайте, что пишет нам Матроскин: «Дорогие ребята! Как вы знаете я не совсем обычный кот: умею разговаривать, писать, читать, шить на машинке. Но вот математике меня никто не обучил. Дел в деревне накопилось много и везде требуются знания по математике. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Буду вам очень благодарен. Ваш Матроскин!»

Итак, ребята, поможем Матроскину?

II. Основной этап. Получение новых знаний

Игра «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Воспитатель. Игра с мячом. Она называется: «Не зевай, на вопросы отвечай!». Пусть Матроскин тоже закрепит свои знания о последовательности дней недели, о временах года, о прямом и обратном счёте.

– Какой сегодня день недели?

– Сколько всего дней в недели?

– Какой день недели был вчера?

– Какой день недели будет завтра?

– Какой день недели между понедельником и средой?

– Какой день недели до вторника?

– Какой день идет после четверга?

– Какой день идет перед средой?

– Как называется пятый день недели?

– Назовите «рабочие дни» недели.

– Как называются выходные дни недели?

– Какое сейчас время года? (Осень)

– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Посчитайте от 1 до 10. (Дети передают мяч друг другу.)

– Посчитайте от 10 до 1. (Дети передают мяч друг другу.)

– Сколько всего месяцев в году? (12)

– Сколько всего времён года? (4)

– Какие части суток вы знаете? (Утро, день, вечер, ночь)

– Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Воспитатель. Молодцы! Справились.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель. А давайте, вспомним наши правила поведения на занятиях.

На занятии не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай.

Воспитателя уважай

И соседу не мешай.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

(Воспитатель загадывает загадку.)

Сколько ножек у стола

И углов в квартире,

Догадались, детвора?

Их всегда… (четыре).

Воспитатель. Не спроста я вам загадала эту загадку. Матроскин хочет знать секреты числа 4. А вам хочется раскрыть секреты числа 4? Какие секреты есть у числа 4? Во время занятия мы поищем ответ на этот вопрос. Поэтому прошу вас быть внимательными и стараться найти ответ на вопрос.

Игровое упражнение «Матроскин заселяет жильцов в  дом».

(На магнитной доске модель дома с номером 4 и 6 кругов, отличных по цвету от модели дома. У детей счетный материал.)

 

(Воспитатель уточняет у детей номер дома и количество этажей в нем.)

Воспитатель. Что это, ребята?

Дети. Дом.

Воспитатель. Какой номер дома?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Сколько этажей в доме?

Дети. Три.

Воспитатель. Сколько квартир на каждом этаже?

Дети. Две.

Воспитатель. Это необычный дом. На каждом этаже в двух квартирах живет по четыре жильца. Где находится 3-й этаж?

Дети. Над вторым этажом, под крышей дома.

Воспитатель. На третьем этаже в квартире слева сколько жильцов проживают? Посчитайте.

Дети. Три.

Воспитатель. А справа сколько жильцов должен быть? (1) (Кладут круг в пустое окошко.) Сколько всего жильцов на  верхнем этаже? (4) Сколько жильцов слева? Сколько жильцов справа? Как составили число четыре? Из каких чисел? (Три и один)

– Найдите второй этаж? Где находится второй этаж? (В середине, между первым и третьим этажами.) На втором этаже в квартире слева сколько жильцов проживают? Посчитайте. (Два)

– А справа – сколько жильцов должен быть? (Два) (Кладут два круга в пустое окошко.)

– Сколько всего жильцов на  втором этаже? (Четыре) Сколько жильцов слева? (Два) Сколько жильцов справа? (Два) Как составили число четыре? Из каких чисел? (Два и два)

– Находим первый этаж? Где находится первый этаж? (Под вторым этажом.) На первом этаже в квартире слева сколько жильцов проживают? Посчитайте. (Один)

– А справа сколько жильцов должен быть? (Три) (Кладут 3 круга в пустое окошко.)

– Сколько всего жильцов на первом этаже? (Четыре) Сколько жильцов слева? (Один) Сколько жильцов справа? (Три) Как составили число четыре? Из каких чисел? (Один и три)

Воспитатель. Молодцы! Вот и заселили наш домик.

«Поможем Матроскину записывать количество жильцов цифрами»

Воспитатель. Заселяя жильцов, что мы раскрыли? Кто догадался? (Секрет числа 4.) Раскрыли мы с вами секрет числа 4? Из каких, чисел состоит число 4. Давайте назовем числа? (3 и 1, 2 и 2, 1 и 3, а всего 4.)

Воспитатель. Очень хорошо, справились и с заданием. Устали? Давайте немного отдохнем!

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл, (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал, (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

Игровое упражнение «Поможем Матроскину молча ответить на вопросы»

(Игра проводится с цифрами. Дети поднимают соответствующие цифры.)

– Сколько туфелек потеряла Золушка? (1)

– Сколько времён года вы знаете? (4)

– Сколько углов у квадрата? (4)

– Сколько пальцев на руке? (5)

– Сколько ушей у двух мышей? (4)

– Сколько хвостов у трех котов? (3)

– Сколько головы у пяти журавлей? (5)

– Четверг, какой по счету день недели?

– Сколько  дней в недели? (7)

– Сколько частей суток? (4)

– Сколько рабочих дней в недели? (5)

– Сколько  выходных дней в недели? (2)

– Сколько лап у кошки? (4)

Дидактическая игра «Кувшин для молока» (танграм)

Воспитатель. Давайте, поможем Матроскину, собрать из геометрических фигур кувшин для молока, чтобы он смог туда переливать молоко.

Игровое упражнение «Матроскин готовит салат»

Воспитатель (сообщает детям, что Матроскин хочет приготовить салат из 4 овощей. Воспитатель выкладывает на магнитной доске 3 помидора и 1 огурец и спрашивает у детей). Сколько всего овощей взял Матроскин? Сколько каких овощей он взял? Как вы составили число четыре?

Поможем Матроскину записать рецепт этого салата. Запишите цифрами из набора счетных материалов.

(Затем выкладывает 10 огурцов и 10 помидоров и предлагает детям по другому составить число 4. Все варианты выкладываются на магнитной доске (3 и 1, 2 и 2, 1 и 3), и дети выкладывают на столе из соответствующих цифр.)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики уснули»

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

Один, два, три, четыре, пять – захотели поиграть,

Разбудили дом соседей.

Там проснулись: шесть, семь, восемь, девять, десять.

Веселятся все.

Но пора обратно в дом.

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть – калачиком свернулся.

Пять – зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один.

Снова в домиках мы спим.

– Когда мы считаем от 1 до 10, как этот счет называется. (Прямой)

– Когда мы считаем от 10 до 1, как этот счет называется. (Обратной)

Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе»

Воспитатель. Матроскин подробно написал мне, какие овощи будут лежать в погребе, и где что должен располагаться.

(Перед детьми лежат листы бумаги, цветные карандаши.)

Воспитатель. Вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом.

– Вдоль нижней стороны листа проведите прямую линию зеленым карандашом.

– Вдоль левой стороны листа проведите прямую линию синим карандашом.

– Вдоль правой стороны листа проведите прямую линию оранжевым карандашом.

– В верхнем левом углу нарисуйте красный круг (свекла).

– В нижнем левом углу  нарисуйте коричневый овал (картофель).

– В верхнем правом углу  нарисуйте жёлтый круг (лук).

– В нижнем правом углу нарисуйте оранжевый треугольник (морковь).

– По середине листа нарисуйте зелёный круг (капуста).

(Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель. Вот и справились со всеми заданиями. Думаю, Кот Матроскин сегодня узнал много нового и интересного. Не только он и мы тоже, да, ребята?

– Что же мы сегодня нового узнали? Раскрыли секрет какого числа?

– Из каких чисел состоит число 4? ( 3 и 1; 2 и 2; 1 и 3)

– Какие задания с вами выполняли? (Заселили жильцов в дом под номером 4; молча ответили на вопросы с помощью цифр, из счетных палочек выложили квадрат и ромб; составили неделю из цифр, писали диктант.)

– Что было самым трудным? Самым легким?

– Матроскин благодарит вас за помощь.