Сборник авторских дидактических игр по обучению дошкольников татарскому языку «БрейнБокс» («Сундучок знаний»)

 

Маргарита ГИМРАНОВА, Айгуль РАХИМЗЯНОВА,

воспитатели детского сада №6 «Теремок» г. Мамадыш

В целях повышения интереса дошкольников к изучению татарского языка педагогами МБДОУ ДС №6 “Теремок”г.Мамадыш была разработан сборник дидактических игр «БрейнБокс» («Сундучок знаний»). Такие формы игр позволяет активизировать речевую деятельность и мыслительные процессы ребенка, а значит повысить уровень усвоения татарского языка.

Данный сборник дидактических игр «БрейнБокс» («Сундучок знаний») позволяет развивать у детей мышление, логику, речь, которое является основой успешного овладения любой деятельностью. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание различных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

Обучение дошкольников татарскому языку в детском саду осуществляется в рамках программы «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» (Зарипова З.М., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г.) и учебно-методического комплекта (УМК) “Говорим по-татарски”. Создавая данное пособие, сделанные в виде карточек,  учитывали лексические темы, предложенные программой, а также возрастные особенности детей.

Цель игры: активизировать словарный запас,  монологическую и диалогическую речь детей на татарском языке в процессе игровой деятельности.

Задачи: закреплять знание татарского языка, развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление,  воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.

Данный сборник игр воспитатель может использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по закреплению пройденного материала. Также играть в «Сундучок знаний» можно как на занятиях, так и в режимных моментах. Небольшой размер упаковки позволяет воспитателю предложить родителям взять с собой для занятий с ребенком дома. Игра будет интересна не только детям, но и взрослым.

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Пычрак, чиста»

Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке; учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак; согласовать прилагательные с существительными.

ХОД ИГРЫ

Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках.

Например: ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы.

Например, пычрак – чиста (грязный — чистый).

Эт, курчак чиста – собака, кукла чистые. Песи, куян пычрак. – кошка, заяц грязные. Эт нинди?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Бу нәрсә?»

Цель, задачи: закрепление и повторение пройденного материала на татарском языке. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по проекту «Минем өем» (игрушки: песи, эт, курчак, туп, машина, куян, аю; продукты: ипи, алма, сөт, чәй;прилагательные: матур, зур, тәмле, пычрак, кечкенә, әйбәт). Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы воспитателя: «Бу кем?», «Бу нерсә?», «Нинди?».

Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной игровой деятельности.

ХОД ИГРЫ

Вариант 1. Дети играют вместе с воспитателем. Воспитатель задает детям вопросы.

Речевой образец:

Воспитатель: Бу нәрсә?

Ребенок:Чәй (сөт, ипи, алма).

Воспитатель: Сөт (ипи, алма,чәй) нинди?

Ребенок:Сөт (ипи, алма,чәй) тәмле.

Воспитатель: Бу нәрсә?

Ребенок: аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп)

Воспитатель: Нинди аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп)

Ребенок: Зур, кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп)

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Бармак уены»

Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (члены семьи: әти, әни, кыз, малай, бабай, әби). Развивать внимание, память и логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Вызывать радостные эмоции.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель играет с детьми в пальчиковую игру «Моя семья». Сначала дети согласно словам, в потешке показывают пальчики и называют их членами семьи сначала на правой руке, затем – на левой. Ребенок показывает и проговаривают потешку.

Речевой образец:

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак малай (кыз).

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кем юк?»

Цель:. способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (члены семьи: әти, әни, кыз, малай, бабай, әби, песи, эт; прилагательные: матур, зур, кечкенә, әйбәт, чиста). Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы воспитателя: «Бу кем?», «Нинди?» участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог. Развивать внимание, память и логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к своей семье; вызывать радостные эмоции.

ХОД ИГРЫ

Вариант 1. Дети садятся за стол или на ковер, воспитатель спрашивает: «Кто живет в домике?»

Речевой образец:

  1. Воспитатель: Бу кем?

Дети: Әни, (бабай, әби, әти, кыз,  малай).

Воспитатель: Әни нинди?

Воспитатель предлагает позвать членов семьи в дом.

Речевой образец: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай), кил монда!

Вариант 2. Дети играют в игру самостоятельно.

Речевой образец:

  1. Маша: Бу кем?

Дети: Әти (әни, бабай, әби, әти, кыз, малай).

Маша: Әти (әни, бабай, әби, әти, кыз, малай) нинди?

Дети: Әти (әни, бабай, әби, әти, кыз, малай) зур, матур, чиста, әйбәт.

Маша предлагает позвать членов семьи в дом.

Речевой образец: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай), кил монда!

Вариант 3. Алсу, кем юк (кто спрятался)?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Әби, бабай килде»

Цель:. содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

ХОД ИГРЫ

Речевой образец:

(Стук в дверь)

Әни : Кем бар?

Бабай: Мин бабай

Әби: Мин әби..

Әти: Исәнме әби, бабай, әйдә кил утыр.

Кыз:Хәлләр ничек әби, бабай?

Әби: Әйбәт,рәхмәт.

Малай  Мә әби чәй эч

Кыз: Мә бабай чәкчәк аша.

Әби, бабай: Рәхмәт.

Бабай: Чәкчәк, чәй бик тәмле.

И т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Уенчыкларны ю»

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

ХОД ИГРЫ

Речевой образец:

Ю, ю,ю – туп ю

Ю, ю,ю – машина ю

Ю, ю,ю – курчак ю

Ю, ю,ю – куян ю

Ю, ю,ю – алма ю

Ю, ю,ю – аю ю

Ю, ю,ю – песи ю

Ю, ю,ю – эт ю

 

 

 

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГОСТИ»

Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (продукты: ипи, чәй, алма, сөт; глаголы: аша, мә). Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы воспитателя: «Бу нәрсә?», участвовать в диалоге, самостоятельно составлять диалог. Воспитывать бережное отношение к близким; вызывать радостные эмоции.

Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной игровой деятельности.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель предлагает ребенку угостить членов семьи. Ребенок прикрепляет прищепку к диску.

Речевой образец:

  • Әни (әти, әби), аш аша. Кыз ( малай), компот эч.
  • Рәхмәт

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Найди пару”

Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке (посуда – чынаяк, цвета: кызыл, сары, яшел, зәңгәр). Способствовать закреплению умений отвечать на вопросы воспитателя: «Бу нәрсә?».Развивать внимание, память и логическое мышление. Вызвать радостные эмоции.

Форма реализации: дидактическая игра может быть использована для индивидуальной работы с детьми 5-6 лет, в самостоятельной игровой деятельности.

ХОД ИГРЫ

Вариант 1. Играем с воспитателем.

Речевой образец:

Воспитатель: Бу нәрсә?

Ребенок:Чынаяк

Воспитатель: Ничә чынаяк?

Ребенок: Биш

Воспитателҗ: Чынаяк нинди?

Ребенок: Яшел

Воспитатель: Найди пару  — Парын тап.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧИСТА ТӘЛИНКӘ»

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи.

Задачи:

1.Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по темам: «Посуда», «Цвета», «Глаголы».

2.Развивать зрительное восприятие и внимание.

3.Воспитывать желание помогать маме.

ХОД ИГРЫ

Ребята,давайте поможем маме помыть посуду.

Речевой образец:

— Бу нәрсә? (Что это?)

— Чынаяк (тәлинкә, кашык) нинди?

— Чынаяк яшел (сары, кызыл, зәңгәр)

— Әйдәгез, юабыз. (Давайте, помоем)

— Алсу, тәлинкә ю.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кем нишли»

Цель: учить правильно составлять вопросительное предложение (что делает?) и правильно ответить на него.

Воспитатель: Әби (әни, әти, малай, кыз) нишли?

Ребенок: Әби (әни, әти, малай, кыз) кишер( бәрәңге, машина, кыяр, курчак) юа.

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Савыт-саба кибете»

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи

ХОД ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям поехать в торговый центр за новой посудой.

Например:

Продавец: Исәнме, Оля.

Оля: Исәнмесез

Продавец: Хәлләр ничек?

Оля: Әйбәт,рәхмәт.

Продавец Нәрсә кирәк?

Оля:-Чынаяк (тәлинкә, кашык) кирәк.

Продавец -Нинди чынаяк (тәлинкә, кашык)  кирәк?

Оля:-Зур (кечкенә), сары(яшел, зәңгәр,кызыл), матур,чиста,әйбәт чынаяк (тәлинкә, кашык)   кирәк.

Продавец:-Ничә чынаяк (тәлинкә, кашык) кирәк?

Оля: -Ике тәлинкә кирәк.

Продавец:-Мә, зур,сары,матур,чиста тәлинкә.

Оля:-Рәхмәт.

Продавец -Сау бул

Оля:-Сау булыгыз.

По образцу используем слова по темам: «Овощи», «Игрушки», «Мебель», «Продукты», «Одежда».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Шкафта нәрсә бар»

Цель: содействовать активизации в речи детей слов на татарском языке; закрепить в памяти названия одежды на татарском языке. Учить задавать вопросы: Нәрсә кирәк? Нинди? Ничә? и отвечать на них. Воспитывать культуру общения.

ХОД ИГРЫ

Речевой образец:

-Әни кызыл күлмүк бирәле?

— Мә, кызыл күлмәк һәм кызыл туфли. и т.д

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Телефоннан сөйләшү»

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи

ХОД ИГРЫ

Речевой образец:

Алсу: Алло, Азат исәнме! Хәлләр ничек?

Азат: Алло, исәнме, рәхмәт.

Алсу: Азат син кайда барасың?

Азат: Кафега барам

АлСу: Нишлисең кафеда

Азат: Пиөөа ашыйм.

И т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кем нәрсә ярата»

Цель: содействовать активизации в речи детей слов на татарском языке; закрепить в памяти названия предметов на татарском языке.

ХОД ИГРЫ

Составляют предложения и читают вслух.

Речевой образец:

-Мияу, мә ботка аша

-Юк, мин сөт яратам.

— Куян, мә аш аша.

_Юк, мин кишер, кәбестә яратам.

-Акбай, мә бәрәңге аша.

-Юк, мин ипи яратам.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Портфельны тутыр»

Цель: Закрепить названия школьных принадлежностей. Воспитывать бережное отношение к ним. Побудить желание учиться в школе.

           Ход игры. Дети должны сортировать школьные принадлежности в портфель, а игрушки в корзину. Воспитатель спрашивает “Это что? (Бу нәрсә? ), Игрок называет рисунок и сортируют по правилам игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Пиктограммаларны әйтеп күрсәт»

Цель: закрепление в подготовительной группе лексического минимума, глаголов действия с помощью пиктограмм.

Например: Мин чана шуам, мин утырам и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кем нәрсә эшли»

Расскажи кто, что делает.

Цель: содействовать активизации в речи детей слов, закрепить в памяти глаголы действия на татарском языке

ХОД ИГРЫ

По картинкам называют действия.

Например:

Кыз рәсем ясый.

Керпе уйный

Куян сикерә

Төлке бии

Әтәч җырлый һ.б.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Теремкәй»

Расскажи сказку.

Цель: содействовать развитию у детей умения общаться на татарском языке, обеспечить развитие у детей монологической и диалогической речи

ХОД ИГРЫ

Речевой образец:

Воспитатель;Терем-терем, теремкәй, Зур түгел, кечкенә.

(Ишек шакый.) Теремкәйдә кем яши? Юк, яшәми. Теремкәйгә тычкан килә.

Бала: Тычкан (ишек шакый): Тук-тук-тук! Теремкәйдә кем яши? Тавыш юк.

Тычкан: Юк, яшәми. Мин яшим. Тәрбияче: Терем-терем, теремкәй, Зур түгел, кечкенә.

Теремкәйдә тычкан яши. Теремкәйгә куян килә.

Куян (ишек шакый): Тук-тук-тук! Теремкәйдә кем яши? Тычкан: Мин тычкан. Син кем?

Куян: Мин куян. Матур куян. Тычкан: Әйдә, кил монда.

Куян (керә): Мин сикерәм. Әйдәгез сикерәбез

Тәрбияче: Терем-терем, теремкәй, Зур түгел, кечкенә.

Теремкәйдә тычкан яши. Теремкәйдә куян яши.

Теремкәйгә бүре килә.

Бүре (ишек шакый): Тук-тук-тук! Теремкәйдә кем яши? Тычкан: Мин тычкан.

Куян: Мин куян. Бергә: Син кем?

Бүре: Мин бүре. Мин зур, кара бүре. Бергә: Әйдә, кил монда.

Бүре (керә): Мин йөгерәм. Әйдәгез йөгерәбез.

(Балалар белән бергә йөгерәләр.) Тәрбияче: Терем-терем, теремкәй, Зур түгел, кечкенә.

Теремкәйдә тычкан яши. Теремкәйдә куян яши.

Теремкәйдә бүре яши. Теремкәйгә төлке килә.

Төлке (ишек шакый): Тук-тук-тук! Теремкәйдә кем яши? Тычкан: Мин тычкан.

Куян: Мин куян. Бүре: Мин бүре. Бергә: Син ем?

Төлке: Мин төлке. Мин зур, матур төлке. Бергә: Әйдә, кил монда.

Төлке (керә): Мин биим. Әйдәгез, биибез. Музыка. Балалар белән бергә бииләр.

Тәрбияче: Терем-терем, теремкәй, Зур түгел, кечкенә.

Теремкәйдә тычкан яши. Теремкәйдә куян яши.

Теремкәйдә бүре яши. Теремкәйдә төлке яши.

Теремкәйгә җырлый-җырлый аю килә.

Аю (ишек шакый): Тук-тук-тук! Теремкәйдә кем яши? Тычкан: Мин тычкан.

Куян: Мин куян. Бүре: Мин бүре.

Төлке: Мин төлке. Бергә: Син кем?

Аю: Мин аю. Мин зур, матур аю. Бергә: Әйдә, кил монда.

Аю (керә): Мин җырлыйм. Әйдәгез җырлыйбыз. (Музыка. Балалар белән бергә җырлыйлар.) Мин җырлыйм, җырлыйм, җырлыйм,

Мин матур җырлыйм, җырлыйм. Мин җырлыйм, җырлыйм, җырлыйм, Мин матур җырлыйм, җырлыйм.

Лә-лә-лә-лә, лә-лә-лә-лә,

Мин матур җырлыйм, җырлыйм. Тәрбияче: Терем-терем, теремкәй, Зур түгел, кечкенә,

Теремкәйдә тычкан яши, пи-пи-пи. Теремкәйдә куян яши. Мин куян. Теремкәйдә бүре яши. Мин бүре. Теремкәйдә төлке яши. Мин төлке. Теремкәйдә аю яши. Мин аю.

Алар бик дус.