Роль родной литературы в духовно-нравственном становлении личности
№ 119
Халида МУХАМЕДЗЯНОВА,
учитель русского языка и литературы Янгильдинской основной школы им. М.А.Салихова Козловского района Чувашской Республики
Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Не стало доверия друг к другу. Исчезла духовность. А ведь духовность – одна из высших ценностей, чтимых любым народом. Для нас духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности, это самосознание, напряженный процесс «делания» собственной души.
И в этом процессе «делания» души величайшая роль отводится литературе. Литература всегда носила духовно-нравственный идеал, всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Найти духовно-нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности – вот первостепенная задача учителя-словесника. И начинать эту работу необходимо с народных истоков.
Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Обучение школьников с учётом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, культурного наследия, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса. Для ребёнка очень важно найти своё место в окружающем мире, чётко осознавая свою неразрывную связь с родной землёй, со своей малой родиной, родным языком и национальной культурой. Вот тут на помощь и приходят уроки родной литературы в школе.
Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости.
Фольклор татарского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки, баиты. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для духовно-нравственного развития школьников.
В школьных учебниках родной литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаются фольклорные произведения разных жанров, происходит знакомство с литературно-фольклорными связями в произведениях татарских писателей, пробуждается детское творчество, прививает любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.
Связь фольклорных элементов с духовно-нравственными идеалами народа можно увидеть в творчестве таких известных татарских писателей как Мусагит Хабибуллин («Атилла»), Галимджана Ибрагимова («Казакъ кызы»), Нурихана Фаттаха («Ител суы ака торур»), Наки Исанбета (трагедия «Идегәй»). Герои этих книг полны любви к людям, заботятся о благополучии рода и племени, о народе, трудолюбивы, не падают духом в самых трудных обстоятельствах. В повести Гумера Баширова «Туган ягым – яшел бишек», мы наблюдаем, как в воспоминаниях героев и их переживаниях отражены национальный быт, жизнь народа, представителями которого они являются. Для того чтобы разнообразить средства раскрытия национального мышления своих героев, писатель обогащает язык персонажей пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, бытующими в народе. В повести Амирхана Еники «Әйтелмәгән васыять», поступки персонажей раскрывают огромную любовь к малой Родине, к родной земле, уважение к родителям, к традициям, культуре. Уроки родной классической литературы воспитывает уважение у школьников к народным идеалам.
В числе писателей, поставивших в центр своего творчества духовно- нравственные проблемы личности, можно назвать Амирхана Еники, Фатиха Хусни, Хасана .Сарьяна, Гаяза Исхаки, Мухаммета Магдеева, Аяза Гилязева, Фаниса Яруллина. Эти авторы пишут о душевной щедрости людей, о том, что не надо скупиться на доброе отношение к ближним и дальним, надо дарить радость и счастье, не надо стыдиться проявления своих чувств.
Богатые воспитательные возможности заложены при изучении поэмы Кол Гали «Сказание о Йусуфе». Поэма построена на кораническом сюжете о Йусуфе. К миру, покою призывает поэт. Автор осуждает войны, взаимную вражду между народами. При изучении произведения вместе с высокими этико-эстетическими идеалами древней булгарской литературы (в которой видят истоки своих литератур татары, башкиры) представляется удобный случай показать миротворческую миссию религий у разных народов.
Непреходящая роль в духовно-нравственном просвещении татар, конечно же, отводится великому татарскому поэту Габдулле Тукаю, который был не только поэтом, был также педагогом, воспитателем своего народа. Поэт оказал большую роль в развитии образования, в борьбе за создание школы, в развитии педагогической мысли в республике. Взгляды на цели и средства воспитания и образования мы находим не только в специальных педагогических сочинениях, статьях, но и в педагогических произведениях. В его творчестве широко отразились мысли о воспитании и обучении молодого поколения. Поэт не переставал думать о детях. Какими же путями разрешить задачи воспитания и образования подрастающего поколения? В первую очередь, по мнению Тукая, необходимо создание школы, отвечающей интересам народа, школы, которая должна стать основой воспитания и вооружать молодежь реальными знаниями. Эти школы должны быть школами родного языка. Знание родного языка, его преподавание и изучение в школе открывают перед народными массами широкие возможности для овладения богатствами культуры. Стихотворение Г.Тукая «Родной язык» – гимн родному языку:
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
(Перевод С.Липкина)
Г.Тукай создал на родном языке прекрасные произведения, благодаря этому было положено начало изучению татарского языка в школе. Чтобы привить детям любовь к татарской литературе, к чтению книг, чтобы это стремление превратить в потребность, нужно было не только разъяснить значение родного языка, но и дать детям соответствующие их возрасту, доступные их пониманию высокохудожественные произведения. Он первый из татарских писателей поставил и разрешил эту задачу.
Г.Тукай большое значение придавал духовно-нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию учащихся. Особое место он отводил воспитанию в учащихся патриотизма и чувства глубокого уважения к человеческой личности. Поэт понимал, что патриотические чувства неразрывны с любовью к родному краю и человеку-труженику. Поэтому в своих произведениях, написанных для детей и юношества, он с большой сердечностью и теплотой отзывается обо всем, что связывает человека с его родиной: о необозримых полях и лугах, родных аулах и городах, где без устали трудится простой народ («Родная деревня», «Пара коней»), о прекрасной природе с ее лесами, долинами, реками и ручьями («Родной земле»), о смелых и находчивых джигитах («Шурале»), о веселых и озорных ребятах («Таз», «Водяная ведьма»). Г.Тукай указывал на необходимость воспитания в детях таких духовных качеств, как чувство товарищества и дружбы, правдивость и честность, смелость и настойчивость в достижении цели.
Великий татарский просветитель Шигабутдин Марджани сказал, что духовность помогут сохранить три вещи: национальный язык, национальная одежда, национальные традиции. Воспитание духовности – это воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре. Именно уроки языка, литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути для решения этой насущной задачи. Поэтому большое внимание в педагогической деятельности необходимо уделять сохранению национальных традиций и духовно – нравственной культуры.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.