Роль нейропсихологической игры в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Елена ЗАКИРОВА, Резеда САЛИМУЛЛИНА,
воспитатели детского сада 402 г. Казани
В последние годы в дошкольные образовательные учреждения поступают все больше детей с ОВЗ. Этому способствует не только их увеличивающееся количество, но и признание необходимости соблюдения принципа инклюзивности в образовании детей. Появившаяся тенденция привела к тому, что все больше педагогов дошкольных образовательных учреждений обращаются в своей деятельности к нейропсихологическим технологиям.
Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) [1].
Общепризнанным является то, что наиболее эффективным обучающим методом в дошкольном возрасте является игровой. Через игру дети легче воспринимают и запоминают информацию, быстрее учатся, меньше устают. Дети дошкольного возраста с ОВЗ особенно требуют внимания и игры должны соответствовать их индивидуальному развитию: возрастным, психическим особенностям. В данном случае эффективными показали себя нейропсихологические игры.
Нейропсихологические игры направлены на активизацию функционирования головного мозга ребенка, на усиление взаимодействия между полушариями. Особенность игр заключается в их направленности на развитие двигательных функций и развития умственных способностей ребенка.
У детей с ОВЗ часто встречается нарушение двигательной активности, и особенно низкое развитие мелкой моторики. Нейропсихологические игры способствуют ее развитию, что положительно влияет на общие речевые навыки детей.
Применение таких игр способствует развитию речи, памяти, внимания и других психических процессов [2].
Применение нейропсихологических игры в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста имеют свои преимущества:
— улучшается мелкая моторика и общая координация детей (улучшаются пространственные представления);
— повышается внимание;
— игры – это основная доступная форма обучения для дошкольников;
— развивается и улучшается мозговая активность у детей, включая межполушарное взаимодействие;
— наблюдается улучшение речевых навыков;
— появляется интерес к познавательной деятельности;
— дети учатся делать выводы и прогноз своих действий.
— улучшается взаимодействие между ребенком и педагогом.
Методика проведения игр с детьми с ОВЗ в условиях групп детского сада сводится к следующим этапам:
– индивидуальные занятия;
– подгрупповые занятия (после усвоения детьми первого этапа).
Нейропсихологические игры можно проводить на любом этапе занятия, а также как самостоятельную игровую деятельность.
Успешная адаптация детей с ОВЗ в современном обществе возможна только при постоянной и активной помощи со стороны родителей и педагогов. В связи с чем, так важно использовать в воспитательно-образовательном процессе методики, способствующие развитию детей С ОВЗ дошкольного возраста. Здесь на помощь могут прийти нейропсихологические игры.
Список литературы
- Ибрагимова, Г.Р. Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г.Р.Ибрагимова, Л.Ж.Мартемьянова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. –2020. – № 15 (305). – С. 44 – 46. – URL: https://moluch.ru/archive/305/68819/ (дата обращения: 07.02.2024).
- Бердник С.А. Роль нейропсихологических игр для развития старших дошкольников// Наука и образование: новое время – № 4. – 2023. – С. 10 – 14.