«Роль музейной педагогики в формировании читательской грамотности учащихся»
№163
Мэри ГИЛЬМУТДИНОВА,
руководитель музея средней школы № 2 г.Лениногорска
Место проведения. Школьный музей.
Участники мероприятия. Учащиеся 1б, 9б классов — члены кружка «Музей».
Цель – создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся средствами музейной педагогики.
Использованные на музейно-педагогическом занятии технологий, методы и приемы, направленные на формирование читательской грамотности.
Технологии музейной педагогике: игровые технологии, технология коллективных творческих дел (создание тематической экспозиции «Музей в чемодане»), технология проблемного обучения.
Приемы музейной педагогике: экскурсия с элементами театрализации,квеста.Приемы смыслового чтения:прием ознакомительного чтения,прием «Ментальные карты» (создание текста экскурсии «Школьные принадлежности»).
Экспонаты музея: школьные принадлежности – пенал, ручка, линейка, циркуль, ластик, карандаш, тетрадь, портфель, дневник, счеты, учебник.
Действующие лица:Пенал, Ручка, Линейка, циркуль, Ластик, Карандаш, Тетрадь, Портфель, Дневник, Счеты, Учебник.
Здравствуйте, уважаемые гости! Я являюсь руководителем школьного музея.
Коллеги, давайте зададим себе вопрос. Может ли научить музей? Как использовать музейное пространство в общеобразовательном процессе?
Сегодня мы коснемся вопроса формировании читательской грамотности учащихся, именно коснемся, так как этот процесс длительный по времени и объемный по содержанию.
Сегодня я и мои ученики 1 б класса, а так же экскурсоводы школьного музея, представим вашемувниманию фрагмент музейно- педагогического занятия, которое можно провести для учащихся начальной школы, поделемся с вами современными технологиями, нестандартными формами работыво внеурочной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность, создавать условия для повышения уровня читательской грамотности учащихся средствами музейной педагогики.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике. Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Прием музейной педагогики, который мы будем Вам демонстрировать: обзорная экскурсия с элементами театрализации,квеста, по произведению В. Берестова «По дороге в первый класс»(участникам мастер-класса ученики раздают экспонаты музея –школьные принадлежности.)
Приемы смыслового чтения, которые мы с вами будем осваивать в условиях музея: прием ознакомительного чтения, прием «Ментальные карты» (создание текста экскурсии «Школьные принадлежности»).
На мой взгляд– «Музейные вещи, шедевры – молчаливые свидетели эпохи, они живут сегодня новой жизнью, которую им даем мы, наши мысли и чувства. Это чудо происходит каждый день – это и есть музей»
В нашем музее тоже происходят чудеса, когда наступает ночь, музейные предметы оживают.
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место
– Мы дружно отправляемся в музей!
Театрализованное представление с использованием экспонатов музея.
Звучит мелодия из фильма «Ночь в музее».
Экспонаты музея: школьные принадлежности – пенал, ручка, линейка, циркуль, ластик, карандаш, тетрадь, портфель, дневник, счеты, учебник.
Действующие лица: Пенал, Ручка, Линейка, циркуль, Ластик, Карандаш, Тетрадь, Портфель, Дневник, Счеты, Учебник В. Берестова «По дороге в первый класс»
1.Портфель
Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
2.Учебник
– Учитель у меня в портфеле!
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его учебником зовут.
3.Тетрадь
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
– Грамматика! –
А в клетку тетрадка ворчит:
– Математика! –
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.
4.Пенал
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
5.Ручка
Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки
– Ой, мамочки! – сказала ручка.–
Что значит эта закорючка?
– Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!
6.Карандаш
Я – малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш – наоборот.
7.Линейка
Я – линейка.
Прямота –
Главная моя черта.
8.Циркуль
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и – ни шагу.
9.Резинка
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста,–
Помарку стёрла я с листа.
10.Счёты
То считаю втихомолку я,
То опять на счётах щёлкаю.
Если правильно считать,
То всегда получишь пять!
11.Дневник
В дневнике заданья на дом
До чего же хороши!
И стоят отметки рядом.
Ну-ка, мама, подпиши!
–Какой музей без тайн и приключений?
Включение в процесс экскурсии квеста как активной игровой технологии, в который я постараюсь вас вовлечь, положительно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Его использование дает педагогу возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс – из скучного однообразного в радостный, охотно выполняемый.
В процессе игры мы с вами будем осваивать в условиях музея приемы смыслового чтения: прием ознакомительного чтения, прием «Ментальные карты» (создание текста экскурсии «Школьные принадлежности»).
Этапы игры
Уважаемые коллеги, сейчас вам необходимо вместе с нашими экспонатами определить предполагаемое место музейного предмета. Вам помогут маячки, на них размещена загадка, отгадав которую, вы получаете историческую справку про экспонат.Прочитав справку, располагаете ее на доске (каждая историческая справка фрагмент экскурсии, которую мы с вами составим совместно). Далее свой экспонат вы отдаете группе коллег, которая составит тематическую экспозицию «Школьные принадлежности» в чемодане.(Технология коллективных творческих дел«Музей в чемодане»). Другая группа коллег постарается соотнести музейные понятия с их определением (они нам могут пригодиться в процессе проведения экскурсии), создают словарь музейных терминов.
Игра –квест.
Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
Загадки
1. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
2.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я?
3.Не в новинку ей трудиться,
Ни урока не ленится.
Ей лежать в пенале скучно,
Пишет, пишет, пишет…
4.Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
5.Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
6.На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
7.В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка — загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет …
8.Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
9.По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
10.Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
11.На листы меня кладут,
Ровно линию ведут.
Без меня черта, как змейка.
Кто же я, ответь?
Проверка
- Восстановленная экспозицию музея
- Текст экскурсии про школьные принадлежности
- Тематическая экспозиция в чемодане «Школьные принадлежности»
- Словарь музейных терминов
Подведение итогов.
Коллеги, какие учебные действия мы выполняли?
Искали
Отгадывали
Читали
Соотносили
Сотрудничали
Какой готовый продукт получили?
- Экспозицию музея
- Экскурсии «Школьные принадлежности»
- Тематическая экспозиция в чемодане «Школьные принадлежности»
- Словарь музейных терминов
Помогали нам музейные предметы и произведение В.Берестова «По дороге в первый класс».
На доске переворачиваются исторические справки и появляется обложка книги В.Берестова «По дороге в первый класс».
В книге В.Берестов есть замечательное стихотворение…
Кто чему научится?
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.
А мы учителя ставим определенные цели в развитии наших учеников.
Используя в системе приемы смыслового чтения, современные технологии и нестандартные формы музейной педагогикево внеурочной деятельности, я наблюдаюположительную динамику формирования техники чтения, устойчивую позитивную динамику осознанного выбора обучающимися книг, в соответствии с возрастом, развитие литературно- творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, викторинах по прочитанным произведениям,изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону. (Демонстрация достижений)
Можем ли мы сейчас ответить на наши вопросы?
Может ли научить музей? Как использовать музейное пространство в общеобразовательном процессе?
Интерактивные методы рефлексии завершающего этапа мастер-класса:
«Чемодан, мясорубка, корзина». Предлагается выбрать, как поступить с информацией, полученной на мастер –классе.
Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.
Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.
Корзина – выброшу, это мне не нужно.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
2. Безруких М. М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1september.ru/view_article - 3. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. – № 12. – 2007. – С.
- 4. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
- 5. Следзевский И.В. Гражданско-патриотичнеское воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И.В. Следзевский // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 7. – С. 10-15