Роль математики в процессе формирования финансовой грамотности (в V – VI классах)
Гульнара ХУСНУТДИНОВА,
учитель математики I квалификационной категории средней школы №3 им. Т.Гиззата г. Агрыз
В современном мире каждый человек не раз сталкивался с проблемами экономики, как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Эта проблема не проходит и мимо детей. Ведь одной из основных задач общеобразовательной школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. В настоящие время школа должна воспитать делового человека, личность с развитым экономическим мышлением, готовую к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.
На уроках математики учащиеся часто задают вопрос «Зачем мне это нужно?», а математические знания часто оказываются формальными и невостребованными в жизни. Многие школьники считают, что математика в жизни не нужна, и в будущем никак им не пригодится. Экономика — наука о хозяйстве, наука о жизни. А многие жизненные задачи, можно разрешить с помощью математики. Именно поэтому мы должны показать математику, как инструмент для решения жизненных задач.
Учебный предмет «математика» – благоприятная среда для формирования финансовой грамотности, так как обладает универсальным набором инструментов для решения финансовых задач.
Математика становится интереснее на примерах задач из курса финансовой грамотности. Задачи экономического содержания, как правило, основаны на ситуации выбора, в которую чаще всего попадает человек. Решая такие задачи, ученики оказываются перед серьезной проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только вычислить, но и аргументировать. Решение таких задач учит учащихся познавать и самосовершенствоваться, формирует интерес к миру взрослых.
Многие учебники, изданные в последние годы, содержат набор заданий, которые связаны с современной жизнью общества. Их можно классифицировать следующим образом:
- 1. Потребности и расходы.
- Доходы и налоги.
- Личный и семейный бюджет и его балансировка.
- Сбережения и инвестиции.
- Кредиты и займы.
В своей работе, кроме заданий из учебников, я использую интернет-ресурсы, задачи из методических пособий, задачи из сборников ОГЭ, УМК по финансовой грамотности, разработанные в рамках Проекта Минфина РФ, а также задачи, придуманные учащимися.
Сегодня я хочу поделиться некоторыми методическими приемами, которые я использую в своей работе.
Для достижения этой цели ввожу различные экономические задачи в учебный курс математики. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики и алгебры.
Формированию финансовой грамотности способствует решение практико-ориентированных задач, которые я решаю с учащимися во время уроков. Такие как:
1-я задача. Выпускники 11 «А» класса покупают цветы для последнего звонка: букеты из 3 роз каждому учителю и из 7 роз классному руководителю и директору. Они собираются подарить цветы 15 учителям (включая директора и классного руководителя), розы покупаются по оптовой цене 35 рублей за штуку. Сколько рублей стоят все розы?
2-я задача. Для ремонта квартиры требуется 45 рулонов обоев. Сколько пачек клея нужно купить, если одна пачка рассчитана на 8 рулонов?
3-я задача. Установка двух счетчиков воды (холодной и горячей) стоит 3200 рублей. До установки счётчиков за воду платили 1200 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная плата составила 700 рублей. Через какое наименьшее количество месяцев экономия по оплате воды превысит затраты на установку счетчиков, если тарифы на воду не изменятся?
В курсе математики V – VI классов формируется базовый математический и вычислительный аппарат, на который учащийся в силах опереться при решении финансовых вопросов, встречающихся в повседневной жизни. Это такие темы как: проценты, пропорции, пропорциональность и деление числа в данном отношении, диаграммы.
При изучении темы «Диаграммы» в V – VI классах предлагается составить круговую диаграмму, которая будет показывать расходы семьи за месяц. При составлении такой диаграммы ребенок может уведет, как распоряжаются средствами в их семье. Тоже самое можно применить и в 6 классе, когда изучаем темы «Столбчатые диаграммы». Здесь можно увидеть как варьируется семейный бюджет в разные месяцы и от чего он зависит.
Так же, на уроках математики в V – VI классах при изучении темы «Проценты», будет актуально знакомство с такими экономическими понятиями, как «акция», и «бюджет», «кредит». На уроках математики можно рассматривать задачи на проценты экономического содержания, связанные с этими понятиями.
В VI классе, познакомившись с пропорциями, учащиеся наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.
VI класс. Темы «Пропорции», «Процент»
1-я задача. Семья Людмилы Ивановны ждет гостей на обед. Вместе с хозяевами за обедом соберутся 12 человек. На первое Людмила Ивановна планирует подать щи. Обычно для их приготовления на семью из четырех человек она использует 350 г говядины, 150 г картофеля, 250 г капусты, 50 г моркови, 60 г лука, 100 г сметаны, соль, перец, лавровый лист и другие приправы.
Для предстоящего обеда потребуется купить все перечисленные ингредиенты, кроме соли, перца, лаврового листа и приправ. В магазине у дома некоторые из этих продуктов продаются упаковками, некоторые – поштучно, а при покупке мяса продавец отрезает кусок нужного размера.
Продукт | Минимальный объем покупки | Вес одной упаковки (штуки), кг | Цена за кг, руб. | |
1 | Говядина | Нет ограничения | ‑ | 500 |
2 | Картофель | Упаковка | 2,5 | 26 |
3 | Капуста | Штука (кочан) | Не менее 1,5 | 24 |
4 | Морковь | Штука | Не менее 0,12 | 55 |
5 | Лук | Упаковка | 1,0 | 40 |
6 | Сметана | Упаковка | 0,2 | 225 |
Сколько денег потребуется Людмиле Ивановне на приобретение ингредиентов для приготовления щей на 12 человек? Ответ дайте в рублях с округлением до целых чисел.
2-я задача. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Также очень полезно применять устную работу, например, в V классе
при повторении формулы стоимости, изученной в начальной школе, можно устно решить следующие задачи:
1-я задача. Килограмм яблок стоит 120 рублей. Сколько стоит 10 кг таких яблок?
2-я задача. За 4 кг мандаринов заплатили 500 рублей. Сколько стоит 1 кг таких мандаринов?
Уроки финансовой грамотности в V – VI классах можно проводить отдельно, после изучения конкретной темы, в качестве закрепления материала. Также возможен вариант включения отдельных заданий в каждый урок. И тот и другой вариант уместны и эффективны. Выбор зависит от целей, которые ставит перед собой конкретный учитель.
Большой интерес у ребят вызывают нестандартные уроки. Например, в V классе, изучая тему «Площадь прямоугольника», я проводила практическую работу «Дела огородные». На уроке мы с ребятами «огораживали» огород, «разбивали» его на участки, высчитывали размеры грядок, количество семян для посадки, собирали урожай, сравнивали урожайность различных культур. А в ходе изучения темы «Прямоугольный параллелепипед» ребята «делали» ремонт в квартире, подсчитывали, сколько обоев им нужно купить для оклейки стен, количество материала для покрытия пола. Выбирая наиболее оптимальные по стоимости материалы, они учились экономить, работая в группах, учились находить компромиссное решение.
Тема «Проценты» была бы скучна, если бы задачи не имели практическую направленность, поэтому очень много задач мы решаем с детьми на местном материале. В VI классе провели «Банковский урок». На уроке была предусмотрена групповая форма работы. Класс был разбит на рабочие группы. Каждая группа заранее получила задание к уроку. Ребята должны были придумать название своему «банку», изучить теоретический материал по теме, придумать несколько задач по данной теме.
Учащиеся заранее продавали учителю свои задачи, тем самым получили начальный капитал. Урок начался с теоретических сообщений, за которые дети получили «деньги», а потом начался марафон. Решая задачи разной номинальной стоимости, ученики пополняли капитал своих банков за счет проданных учителю решений. В конце урока на заработанные «деньги» были «куплены» отметки за урок.
При решении задач каждого типа акцент делается не только на математический аппарат, но и на иллюстрацию общего подхода к принятию финансово грамотного решения. Задачи рассматриваю по тематическим блокам, при решении каждого блока оперируем финансовыми терминами, обсуждаем смысл используемых в текстах заданий экономических и финансовых терминов и понятий.
Главная цель моей работы в данном направлении – воспитать в школьнике разумное и осознанное отношение к своим и чужим деньгам. Моя задача – дать знания, в определенной степени застраховать своих учеников, в скором времени выходящих во взрослую жизнь, от финансовых ошибок и потерь.