«Роль интегрированных уроков английского языка и литературы в формировании ключевых компетенций учеников»

№ 154

Алсу САФИУЛЛИНА,

учитель английского языка I квалификационной категории средней школы №82 с углубленным изучением отдельных предметов им.Р.Г. Хасановой  г.Казани

Эльмира СКОБЕЛКИНА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы №82 с углубленным изучением отдельных предметов им.Р.Г. Хасановой  г.Казани

 

Современная школа нацелена на совершенно новый результат образования. Перед педагогом стоит важная задача: не только научить ребёнка решать примеры или разбираться в законах физики, но иформировать у учащихся целостный взгляд на мир, понимание его многообразия, развивать их образное мышление. Такой подход к обучению опирается на идею интеграции, которая появилась на основе понимания взаимосвязанных явлений и процессов, единстве законов природы и культуры.

В наше время все происходящие в мире процессы, от политики до экологии, влияют на формирование ценностных ориентаций человека. Современное общество нуждается в людях, которые обладают критическим мышлением, вникают в суть проблемы и решают её с творческим подходом. Отсюда следует, что исполнительная деятельность школьников должна чередоваться с поисковыми, творческими процессами на протяжении всего учебного периода.

На наш взгляд, интегрированные уроки – это реальная возможность вызвать у ребят «живой» интерес к учёбе, ведь занятия основываются не только на установленной школьной программе, но и на чётко выстроенных межпредметных связях. Каждый ученик будет вовлечён в активный познавательный процесс и сможет проявлять себя в той области, которая ему ближе. Такие уроки помогают школьнику понять, что спектр применения знаний не ограничен только одной сферой, позволяют ему выяснить, каким образом и для каких целей может использоваться усвоенная информация.Формируется платформа для сближения предметных знаний. Благодаря интегрированным урокам, педагоги получают возможность сотрудничать друг с другом и учениками, что положительно сказывается не только на образовательном процессе, но и на формировании коммуникативных навыков.

Актуальность интегрированных уроков иностранного языка продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Филологическая культура и языковая компетентность – важная составляющая образования: ученик по окончанию школы должен как уметь находить нужную информацию на иностранном языке, так и свободно изъясняться и общаться на нём. Разностороннему, поликультурному развитию личности будут активно способствовать такие учебные дисциплины, как «литература» и «иностранный язык».

Ключевая особенность интегрированного урока заключается в том, что занятие базируется на определённом предмете, который занимает главенствующую позицию. Остальные предметы интегрируемые: за счёт взаимодействия с основной дисциплиной, они помогают подробнее изучить его связи, процессы, показывают, как полученные знания можно применить на практике.

Учитель на уроках литературы знакомит школьников с зарубежными произведениями на русском языке, в переводе. А благодаря урокам иностранного языка учащиеся могут прочитать рассказ, роман, повесть в оригинале, сравнить с переводом.

Часто переводчики понимают иноязычный текст по-разному, что приводит к привлечению внимания читателя к совершенно разным вещам. Чтение произведения в оригинале даёт возможность узнать истинный смысл предложений, вникнуть в мысли самого автора.

Независимо от того, родной или иностранный язык изучают ученики, учитель ставит перед собой задачу научить ребят свободно излагать мысли о любой актуальной проблеме, понимать основную идею литературного и публицистического материала, писать письма официального и неофициального характера, а также резюме, сочинения и прочие письменные сообщения. Всё это – коммуникативные компетенции, позволяющие человеку выбирать уместные модели поведения, исходя из ситуации, когда ведётся общение. Также педагог стремится к тому, чтобы изучение предметов способствовало развитию интеллекта, памяти, творческого потенциала.

Понимание этих истин привело нас к идее проведения интегрированных уроков литературы и английского языка на тему: «Средства выразительности в русской и английской литературе».

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с основами литературной культуры Англии и России, разбор схожих моментов и различий;
  2. Воспитание коммуникативных навыков: разговорные умения, развитие способности слушать и слышать, что говорит собеседник, способность отстаивать собственную точку зрения.

Задачи:

  1. Лингвистические: расширение словарного запаса, развитие способности доводить высказывание от предложения до текста с учётом особенностей языка;
  2. Культурологические: ученики расширяют кругозор, знакомятся с культурой различных народов, вырабатывают собственное отношение к их культурной специфике;
  3. Коммуникативные: школьники учатся отстаивать собственное мнение, при этом уважая точку зрения других людей.

В рамках эксперимента мы предложили ученикам отказаться от балльной системы оценок: по правилам балл (оценку) школьник получает за конечный результат, а на уроке мы делаем акцент именно на процессе получения итогового продукта. Здесь же упор идёт на собственные критерии оценки самоанализа активности на занятии. Таким образом мы хотели добиться того, чтобы каждый учащийся смог самостоятельно оценить свою работу на уроке. Ребята определяли собственную роль в рабочей группе, выявляли, какой вид деятельности даётся легче.

В результате мы сделали шаг в развитии ключевых компетенций учеников:

  1. Предметные компетенции:

— приобретение умений для вдумчивого анализа текста;

— школьника развивали способности правильно оценивать ситуации, возникшие по ходу процесса;

— развитие творческого подхода.

2. Межпредметные компетенции:

— изучение языковых основ;

— умение обрабатывать полученную информацию, её реализация в реальной жизни.

3. Личностные компетенции:

— формирование критического отношения к себе – позволяет школьнику находить способы самосовершенствования;

— осознание того, что в жизни человека присутствуют стереотипы: готовность отойти от них в случае необходимости;

— умение работать в группе;

— способность получать знания и навыки самостоятельно.

По причине того, что основная образовательная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), подобная система интегрированных уроков особенно актуальна в настоящее время.

Пример интегрированного урока по английскому языку – занятие для шестиклассников по изучению произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо». Мы отследили положительную динамику применения учащимися приобретённых знаний, как в области русского, так и в сфере английского языка. Ребята заинтересовались процессом, полностью погрузились в языковую среду: внимательно слушали речь учителя на английском языке, видеофрагменты, речь одноклассников, сами изъяснялись по-английски. Такая активность учащихся стала подтверждением, что интегрированные уроки – лучшее решение для самореализации учеников.

Практика работы показала, что интегрированные уроки по английскому языку доступны для школьников с любым уровнем подготовки, они позволяют увеличить грамматический и лексический объём иностранного языка. Можно заявить, что такие занятия перспективны и являются следствием педагогического мастерства учителя. Педагоги, проводящие интегрированные уроки, демонстрируют как продуманный подход к подготовке уроков, так и глубокий самоанализ, применение опыта других учителей с внедрением в собственную практику наиболее эффективных и интересных приёмов работы.