Родник дружбы
№ 194
(Музыкально-литературное развлечение)
Гуля КОТИНА,
старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 297 г. Казани
Гульнара ИБРАГИМОВА,
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории детского сада № 297 г. Казани
Ход мероприятия
(Под музыку выходит бабушка с внучкой. Бабушка тихо напевает песню. Они проходят по залу и присаживаются у родника.)
Бабушка. Родники… Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода – есть и жизнь. Есть родник – значит, живет и здравствует поселение. (Под музыку выходят дети, поют в хороводе песню «Чишмә».)
Яр астыннан чишмә ага,
Чылтыр – чылтыр тавышы.
Җил искәндә иелеп кала
Ярда ускән камышы.
Челтер-челтер чишмәбез,
Ярдан балчык ишмәгез.
Суны шуннан эчегез,
Башка жирдән эчмәгез!
Бабушка. Посмотри, внученька, к роднику пришли дети. Исәнмесез!
Дети. Исәнмесез!
Бабушка. Как красиво вы пели, плясали. Когда-то и мы на берегу этого родника проводили праздники, посиделки… А родник нам подпевал. (Бабушка задумывается. Дети в сторонке шепчутся.)
1-й ребёнок.
Расплескались всюду краски, веселится родничок…
А из лучика рассвета солнце сделало смычок.
2-й ребёнок.
Родничок, родничок, серебристый родничок,
Научи играть на скрипке, подари нам свой смычок.
(Звучит татарская народная музыка. Дети играют на шумовых народных инструментах. Оркестр исполняет татарскую народную музыку.)
Бабушка. Спасибо вам! Какие вы звонкие, весёлые, как этот родник. (Звучит шум родника.)
Бабушка. Посмотрите, какой он маленький. Он, как и вы спешит, торопится. Ему всё интересно, он хочет узнать, что его ждет впереди. Он ещё не знает, кого он встретит на пути.
3-й ребёнок. Бабушка, а у него есть друзья?
Бабушка. Да, внученька, пока он бежит, встретится и познакомится с новыми друзьями, такими же родниками. Ведь одному бывает скучно и трудно в пути. А когда рядом друзья…
4-й ребёнок. Как наши друзья?
Бабушка. Да. А давайте, мы соберём всех своих друзей! (Звучит чувашская народная музыка. В зал входят Нарспи (девушка в чувашском национальном костюме) и девочки в чувашской национальной одежде. Нарспи поёт песню, девочки танцуют с полотенцами.)
Вместе. Ыры гун, хытлы хынысем!
Нарспи.
Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой – сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, –
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе.
1-я девочка.
Чувашия – наш край родной,
Подружила нас с тобой.
Здесь везде мои друзья
Свет мой, Родина моя.
2-я девочка.
Пироги – хуплу с калиной
Любит каждая семья.
Приезжайте, будем рады,
В гости примем у себя. (Ставят на стол пирог. Бабушка принимает гостей.)
(Звучит башкирская народная музыка. Звучит курай. В зал входят дети- башкиры и взрослый, который играет на курае.)
Дети-башкиры. Һаумыһыгыз, кәзерле дустар!
Взрослый.
Что такое Башкортостан?
Может, это непокорный робкий стан?!
Девочка.
Запах мёда, тысячи коней, –
Всё есть у Башкирии моей!
Как великий, благородный муж –
Так раскинулся большой Нугуш…
Здесь Уральских гор кайма лежит,
Агидель-красавица бежит.
Мальчик.
Меж густых лесов курай поёт,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А потом уводит далеко туда,
Где стучит ключом Усольская вода.
Вечность, мудрость, вера и добро –
Все тебе, Башкортостан, дано…
Девочка.
Привезли мы вам в подарок
Башкирский мёд, он очень сладок.
И весёлую игру
Давайте вместе поиграем. (Бабушка предлагает игру «Юрта».)
(Звучит марийская народная музыка. Входят девочка и мальчик в марийской национальной одежде.)
Вместе. Салам лийже пагалыме йолташвлак!
Девочка.
Цветут красивые
Бескрайные поля.
Огромная, любимая,
Марийская земля.
Мальчик.
Что за праздник,
Если нету там веселья?!
Если нету на столе
Марийского угощения «Туара»?! (Ставят на стол угощение.)
Девочка. Еще примите вы от нас марийский танец. (Бабушка принимает гостей. Исполняется марийский парный танец.)
(Звучит удмуртская народная музыка. Заходят девочка и мальчик в удмуртской национальной одежде.)
Вместе. Зеч буресь, дунаесь юлтошъес!
Девочка.
Удмуртия зеленая:
Леса, леса, леса.
Леса непроходимые –
Суровая краса.
Мальчик.
Из Удмуртии приехать
К вам спешили в этот час.
Наши сладкие ватрушки
Приготовлены для вас. (Ставят на стол ватрушки.)
Девочка. Ребята, давайте поиграем в удмуртскую народную игру «Кышетэн шудон».
(Все дети встают в круг парами, друг за другом. Одной паре дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платком, обежав полный круг, может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платком.
Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платок, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.)
(Звучит мордовская народная музыка. Заходят девочка и мальчик в национальной одежде.)
Вместе. Шумбра чи, вечкевикс ялгат!
Мальчик.
Мордовия – земля моя,
Отчизна роз и соловья.
Мордовия – страна певцов,
Страна стихов и храбрецов.
Мальчик. Мордовский народ – удалой друг за друга – они горой. Мы с лувонь кит угостим, Да пляской еще подсластим. (Ставят угощение. Бабушка принимает гостей. Танец мальчиков.)
(Звучит русская народная музыка. Заходят девочка и мальчик в национальной одежде.)
Девочка. Добрый день, дорогие друзья!
Мальчик. Здравствуйте!
Девочка.
А мы живем в России,
У нас леса густые,
У нас березы белые.
Мальчик. И девочки красивые.
Девочка.
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.
Мальчик.
И Москвы столицы нашей
В целом мире нету краше.
Вместе.
Приезжайте чаще к нам,
Очень рады мы гостям.
Девочка.
В России так заведено
Коль гости в дом приехали.
Ты караваем всех встречай
И от души их угощай.
Мальчик.
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните.
В этой пляске удалой,
Пусть закружит шар земной. (Исполняется танец «Русская кадриль».)
Бабушка. Ну вот, все гости собрались. Все мы вместе, как маленькие родники, которые сошлись в одну большую реку. Для нас нет никаких преград. Так и наша дружба – крепка и сильна. И мы этой дружбой дорожим.
Девочка.
На Поволжье мы дружно живём,
На родных языках мы поём.
Лучше края вовек не найдём,
И о дружбе сейчас мы споём.
Мальчик.
Так давайте все вместе дружить,
Нашей дружбой вовек дорожить.
Станет Родина наша сильна,
Нашей дружбой всё крепнет она…
(Исполняется песня «Туган ягым».)
Кая гына юнәлсәк тә,
Юлыбыз көлеп тора.
Рәхәтебезне күрегез,
Әйдәгез диеп тора.
Припев:
Искитәрлек гүзәл бит ул Туган ягыбыз.
Бәхетле шул, бәхетле шул балачагыбыз.
Край любимый и родной
Ты всегда везде со мной,
Хоть всю землю обойду
Лучше места не найду.
Припев:
Очень дружно мы живём, и танцуем, и поём.
Радостно всем, радостно всем нам в краю родном!