Ритмы жизни

(Нетрадиционные музыкальные инструменты в развитии чувства ритма у дошкольников)

Альбина ФАЙЗУЛЛИНА,

музыкальный руководитель детского сада № 114 «Челнинская мозаика» г. Наб. Челны

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Во всех дошкольных программах музыкального воспитания представлен раздел «Игра на детских музыкальных инструментах», который предполагает  обучение дошкольников игре на инструментах и коллективное исполнительство в детском оркестре.

Фантазия музыкального работника нет предела. И чтобы заинтересовать детей музыке приходится искать новые формы работы, новые методы. Один  из методов — это нетрадиционный.

Нетрадиционные музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желание музицировать. Главное условие — создание самодельных инструментов и конструировать их нужно вместе с детьми.

Одна из нетрадиционных инструментов – перчатки-кастаньетки. Звучащие перчатки – кастаньетки – это перчатки с прикрепленными к ним разного размера пуговицами. Замечательное игровое пособие, развивающее ритм и мелкую моторику, знание  названий пальцев рук.

Как играть? А очень просто. Надеваем перчатки и изучаем звучание каждого пальчика, затем звучание всех пальчиков по очереди и вместе. Ритм отбиваем нажатием пальчиков по столу, по коробке и друг о друга. Также его можно применять в оркестре с другими музыкальными инструментами.

Включение в музыкальную деятельность «звучащих перчаток» приводит к следующей положительной динамике развития:

– накапливается музыкальный и двигательный опыт;

– повышается уровень речевого развития;

– дети становятся более внимательными, сосредоточенными;

– быстрее происходит понимание и осмысление инструкций к действию, улучшается быстрота реакции;

– совершенствуется фонетический компонент речи;

– постепенно развивается чувство ритма;

– использование «звучащих перчаток» вносит эффект новизны в музыкальную деятельность и становится источником положительных эмоций для детей.