Ритмы жизни
(Нетрадиционные музыкальные инструменты в развитии чувства ритма у дошкольников)
Альбина ФАЙЗУЛЛИНА,
музыкальный руководитель детского сада № 114 «Челнинская мозаика» г. Наб. Челны
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Во всех дошкольных программах музыкального воспитания представлен раздел «Игра на детских музыкальных инструментах», который предполагает обучение дошкольников игре на инструментах и коллективное исполнительство в детском оркестре.
Фантазия музыкального работника нет предела. И чтобы заинтересовать детей музыке приходится искать новые формы работы, новые методы. Один из методов — это нетрадиционный.
Нетрадиционные музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желание музицировать. Главное условие — создание самодельных инструментов и конструировать их нужно вместе с детьми.
Одна из нетрадиционных инструментов – перчатки-кастаньетки. Звучащие перчатки – кастаньетки – это перчатки с прикрепленными к ним разного размера пуговицами. Замечательное игровое пособие, развивающее ритм и мелкую моторику, знание названий пальцев рук.
Как играть? А очень просто. Надеваем перчатки и изучаем звучание каждого пальчика, затем звучание всех пальчиков по очереди и вместе. Ритм отбиваем нажатием пальчиков по столу, по коробке и друг о друга. Также его можно применять в оркестре с другими музыкальными инструментами.
Включение в музыкальную деятельность «звучащих перчаток» приводит к следующей положительной динамике развития:
– накапливается музыкальный и двигательный опыт;
– повышается уровень речевого развития;
– дети становятся более внимательными, сосредоточенными;
– быстрее происходит понимание и осмысление инструкций к действию, улучшается быстрота реакции;
– совершенствуется фонетический компонент речи;
– постепенно развивается чувство ритма;
– использование «звучащих перчаток» вносит эффект новизны в музыкальную деятельность и становится источником положительных эмоций для детей.