Римские цифры. Обозначение I – XII

(Урок математики в V классе)

Гулия БИКИЕВА,

учитель математики I квалификационной категории Нурлатской школы-интерната для детей с ОВЗ

Педагогические задачи:

образовательные: создать условия для ознакомления с римской нумерацией, записью чисел от 1 до 12 римскими цифрами; закрепить счет равными числовыми группами по 50;

коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, речи, ориентировки в пространстве; расширять кругозор учащихся;

воспитательная: содействовать воспитанию аккуратности ведения тетрадей, правил поведения в коллективе.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные: познакомятся с римской нумерацией; научатся записывать числа от 1 до 12 римскими цифрами.

Познавательные: научатся проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: получат возможность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: научатся допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Оборудование: наглядный материал: часы, книги с обозначением глав, календари.

Ход урока

I. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

(Учитель дает анализ контрольной работы. Учащиеся просматривают свои работы. Проводится устранение ошибок.)

II. Устный счет

1. Решение задачи «Помоги пирату».

Задача. Пират нашел клад из 900 монет. Чтобы побыстрее его унести, он положил 50 монет в шапку, 50 – в карман, 50 – положил в правую ладонь, а 50 – в левую. Сколько монет не смог унести пират?

– Каким способом решим данную задачу? (Будем вести счет равными числовыми группами по 50.)

– Посчитайте, сколько монет унес пират. (50 + 50 + 50 + 50 = 200 монет.)

– Каким арифметическим действием узнаем, сколько монет осталось? (Вычитанием.)

– Ответьте на вопрос задачи. (900 – 200 = 700 монет осталось.)

2. «Минутка чистописания».

Задание на развитие пространственной ориентировки, координации.

(Учитель демонстрирует плакат.)

 

– Какие геометрические фигуры изображены? (Прямые.)

– Сколько клеток занимает каждая прямая? Как расположены прямые? Продолжите рисунок в тетрадях.

3. Упражнение «Посчитай удобным способом».

200 + 50 + 20 + 50 + 200. (200 + 200 + 50 + 50 + 20.)

120 + 400 + 10 + 80 + 90. (120 + 80 + 400 + 90 + 10 + 80.)

– Когда сталкиваемся со счетом «удобным способом»? Нужен он нам? (Высказывания учащихся.)

III. Актуализация чувственного опыта учащихся.

– Сколько цифр вы знаете? (Десять.)

– Сколько чисел можно записать при помощи данных цифр? (Множество.)

– Вы умеете читать и писать разные числа, знаете, из каких разрядных единиц они состоят. При записи краткого условия задачи вы записываете некоторые числа следующим образом: I, II, III. Что они означают? Как они называются? (Высказывания учащихся.)

– Сегодня познакомимся с римской нумерацией, с записью чисел от 1 до 12 римскими цифрами.

IV. Изучение нового материала.

– Цифры, которые вы знаете: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – это цифры арабской нумерации. Есть еще цифры римской нумерации, которые употреблялись в Древнем Риме уже около 2500 лет тому назад. В настоящее время римские цифры обычно применяются при нумерации глав и разделов книги, месяцев года, для обозначения дат значительных событий, годовщин. Также вы их можете встретить на циферблате часов.

(Учитель демонстрирует циферблат часов, книги, календари.)

– Рассмотрите таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

 

– Какую особенность заметили? (Из таблицы видно, что числа записываются с помощью повторения некоторых знаков: I, V и X. При этом если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, а если меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей. Например: IV = 4 (5 – 1); VI = 6 (5 + 1); IX = 9 (10 – 1). Подряд одна цифра ставится не более трех раз.)

– Запишите в тетрадь в строчку цифры арабской нумерации, ниже – римской.

– Как вы думаете, что я записала, используя данные цифры: 29 XII, 10 V? (29 декабря, 10 мая.)

 

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

1. Работа по учебнику.

Выполнение заданий 68 и 69 (с. 45).

– Напишите римскими цифрами числа: 2, 5, 8, 10, 6, 12, 9.

– Напишите римскими цифрами месяцы: март, июнь, январь, декабрь, апрель, май.

(Учащиеся выходят к доске, с опорой на  наглядность записывают числа.)

2. Упражнение на развитие внимания.

1) Сравните:

III  …  V              IX  …  VIII                  XII  …  VII

VI … IV              XI … IX              IV … IX

2) Какие числа пропущены?

III + I  = …          IV – II = … XII – III = …

IX + II = …                   IV + III = …        III + III = …

3. Работа с геометрическим материалом.

– Сосчитайте количество треугольников на каждом чертеже и запишите ответы в тетрадь в столбик. (На первом чертеже – 4 треугольника; на втором – 2; на третьем – 3.)

 

– Запишите полученные результаты римскими цифрами.  (4 – IV, 2 – II, 3 – III.)

– Какие виды треугольников вы знаете? (Ответы учащихся.)

– Дайте определение каждому. (Ответы учащихся.)

– Покажите на чертеже знакомые виды треугольников.

VI. Закрепление знаний

Решение примеров и задач на закрепление нумерации чисел в пределах 1000 (на усмотрение учителя).

VII. Итог урока

– Как  называются  цифры, с которыми мы сегодня познакомились? (Римские.)

– Как они образуются?

Домашнее задание: задание 71, с. 46.