Решение задач с помощью уравнений
№ 136
(Урок математики в V классе)
Айсылу БАКИРОВА,
учитель математики I квалификационной категории средней школы № 82 г. Казани
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
– закрепить решение уравнений и применить их для решения задач;
– научиться составлять уравнения по условию задачи.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой.
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Ребята, домашнее задание у вас было творческое. Вы должны были придумать частушки про уравнения. Давайте, несколько частушек послушаем.
Уравнения простые
Я решать умею.
А сложнее уравнения
Вызывают затруднения.
Корни уравнения
Разными бывают.
Помогите их найти,
Я увы не знаю.
Эх, топни, нога,
Топни правенькая.
Я пошла к доске решать
Уравнения на «5».
III. Повторение теоретического материала
1. Вопросы:
– Что такое уравнение?
–Что значит решить уравнение?
– Какое число называется корнем уравнения?
– Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое?
2. Проверка знаний по теме «Решение уравнений».
(Трое учащихся работают у доски.)
Содержание карточек учащихся у доски:
А) Решить уравнения:
а) х+82=104
б) (х+34)–15=27
Выполнить действия: 17*(374+234).
Б) Решить уравнения:
а) у–23=58
б) 32+(12–х)=40.
Выполнить действия: 18*(152+342).
В) Решить равнения:
а) 48–х=31
б) 45–(21–х)=34.
Выполнить действия 15*(384–158).
Учитель. С остальными учащимися проведем математическую разминку.
Расставить знаки действий, чтобы получилось верное числовое равенство.
5 5 5 5 = 35; (5+5*5+5=35)
5 5 5 5 = 55; (5*(5+5)+5=55)
5 5 5 5 = 120. (5*5*5-5=120).
IV. Изучение нового материала
Учитель.
Сегодняшний урок, ребята,
Мы посвятим задачкам с иксом
Так будь внимательным, дружок,
При нахождении икса.
Сегодняшний урок я начну с загадки.
Задайте натуральное число до 9, к нему прибавьте 8, отнимите 4 , от получившегося числа отнимите загаданное число. Сколько у вас получилось? Ребята, может кто скажет секрет этой загадки? (Слушаются ответы учащихся.)
Учитель. Ребята, вы все загадали число? Я знала какое число вы загадали? Нет. Ребята, это число можно обозначить за х (икс). Сегодня на уроке мы будем решать задачи с помощью уравнения.
Выполняем № 373 (а, в, г).
Сейчас мы с вами посмотрим алгоритм решения задач с помощью уравнений, посмотрим образец правильного оформления задачи.
Было: х грибов
Положили: 27 грибов
Стало: (х+27).
Всего составляет 75 грибов.
х+27=75
х=75–27
х=48
Проверка: 48+27=75
Ответ: в корзине было 48 грибов.
Учитель. Рассмотрим следующую задачу.
Мальчик задумал число. Если к этому числу прибавить 25, а из полученной суммы вычесть 17, то получиться 29. Какое число задумал мальчик?
Задумал число: х
Прибавить: 25
Получилось: (х+25)
Из суммы вычесть 17
Получилось: (х+25)–17
В результате: 29.
Получаем уравнение: (х+25)–17=29
х+25=29+17
х+25=46
х=46–25
х=21
Проверка: (21+25)–17=29
Ответ: мальчик задумал число 21
V. Закрепление. Решение задач
№ 373 (в, г), № 377(а, б) – решаем у доски с пояснением.
Физкультминутка
Задачи с иксами решали
И немножко мы устали.
Зарядку сделать нам пора –
Вставайте дружно, детвора!
Раз! Встали все дружно.
Два! Повернулись к друг другу.
Три! Все дружно улыбнулись.
Четыре! Наклонились вниз.
Пять! Выпрямились.
Шесть! Покружились вокруг.
Семь! дружно сели.
VI. Итог урока. Рефлексия
Продолжить фразу:
– На уроке я узнал (а) …
– На уроке я научился (ась) …
Пожелание: когда у тебя получается, помоги другому.
Отметить учащихся, которые активно работали на уроке (выставляются оценки за урок).
Урок приблизился к концу,
Позанимались мы на славу.
Теперь, ребята, нам пора
Записывать домашнее задание.
VII. Домашнее задание:
Прочитать параграф 10, составить кроссворд из 8 слов по теме: «Уравнение».
Решать № № 400, 447, 462 (а, б).