Речевой этикет: нормы и традиции
(Урок русского языка в 5 классе)
Рушания РАХМАНКУЛОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы №113 г.Казани
Цели:
личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры;
метапредметные:
– анализировать и классифицировать языковой материал;
– строить монологическое высказывание в устной форме;
– аргументировать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль;
предметные:
– различать понятия «речевой этикет» и «вежливость»;
– знать особенности русского разговорного этикета использовать обращения, уместные в той или иной речевой ситуации.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Актуализация знаний
Учитель. Здравствуйте! Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!». Поздороваемся также с нашими гостями.
– А сейчас мы послушаем стихотворение, которое для нашего урока подготовила Б.Милана:
Извини, пожалуйста,
Прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения.
Есть еще таблица –Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» –
Волшебные слова.
Учитель. Ребята, о чем это стихотворение? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся. О вежливых словах,о речевом этикете, об умении правильно общаться с другими людьми.
Учитель. А что такое этикет? Мы получим правильный ответ, если вы составите предложение из слов, которые лежат у вас на столах.
правила поведения человека среди других людей
Учитель. Мы с вами уроки начинаем с взаимных приветствий. Такова традиция, и вежливые люди всегда ее соблюдают. Ежедневно мы здороваемся, прощаемся, благодарим, говорим уместные вежливые слова. Все это – проявления речевого этикета, который постепенно сложился у нашего народа, вошел в традицию. Конечно, времена меняются, а с ними меняется и речевой этикет. Но при этом сохраняется основное: уважительное отношение к собеседнику, к любому человеку, часто даже незнакомому.
Сегодня мы узнаем еще больше про речевой этикет и его особенности; нам откроется много нового и интересного.
III. Работа по учебнику
- Упр. 144 (с. 117) – чтение, обсуждение и выполнение заданий.
Варианты заглавия текста: «Речевой этикет», «Что такое речевой этикет?».
Учитель. Из почитанного текста выпишите на листочках формулы речевого этикета.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравления, пожелание удачи, комплимент, соболезнование, сочувствие,, приглашение. Учитель. Делаем вывод: речевой этикет – это
– как,
– о чем,
– где,
– с кем говорить? (На доске.)
Учитель. К второму заданию синонимы: внимательный, любезный, деликатный, приветливый, уважительный, воспитанный, обходительный, тактичный.
– А теперь попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого напротив каждой ситуации напишите «вежливый» или «невежливый». (Карточка №1)
- Поздоровался при встрече…
- Толкнул,не извинился…
- Помог подняться, поднял упавшую вещь…
- Нагрубил товарищу…
- Не уступил место пожилым людям в троллейбусе…
- Поблагодарил за оказанную помощь…
- IV. Первичное закрепление нового материала
Учитель. А сейчас поиграем. Я буду читать стихотворение, где некоторые слова пропущены, пожалуйста, подскажите их мне:
Расстает даже ледяная глыба,
От слова теплого – СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь –ЗДРАВСВУЙТЕ.
Когда вас бранят за шалости,
Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
- V. Работа с пословицами
Учитель. Соотнесите начало и конец пословиц. (Карточка №2)
1. Доброе слово | язык не усохнет |
2.Ветры горы разрушают, | и кошке приятно |
3. От доброго слова | железные ворота отворяет |
4. Доброе слово | слово народы подымает |
(Каждая группа на выбор объясняет значение одной пословицы.)
Учитель. Пословицы русского народа говорят о том, что с давних времен наши предки осозновали важность речевого поведения.
– В прошлом у русского народа было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек. Например,
– если девушка несла воду, ей говорили: «Свеженькой воды!»;
– если крестьяне молотили зерно, им желали: «По сто пудов на день!» По тысяче на неделю!»;
– если женщина доила корову: «Моря под коровой!».
Некоторые из них сохранились и сегодня. Попробуем их вспомнить. Я попрошу кого-нибудь из групп встать, назову ситуацию, а вы ему скажете подходящее пожелание:
– Ваня работает, копает грядку… (Бог в помощь!)
– Коля идет из бани… (С легким паром!)
– Настя обедает в столовой… (Приятного аппетита!)
– Друг уезжает… (Счастливого пути!)
– Друг вернулся из поездки… (С приездом!)
Учитель. Как вы думаете у всех ли народов одинаковые формулы этикетных слов? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к тексту «Диалог культур» (с. 119). Что можно узнать о разных народах по их формулам приветствия?
- VI. Речевая ситуация по группам
Учитель. Используйте «вежливые слова».
Карточка №3. Поблагодарите маму за то, что она испекла ваш любимый пирог.
Учитель. Как обратиться к библиотекарю, чтобы и узнать, поступил ли новый номер журнала «Трамвай»?
– А вы хорошо помните мультфильмы? Думаю,что да. Сейчас вы будете выступать в роли героев, предложенных вам мультфильмов. (Карточки с героями мультфильмов.)
VII. Рефлексия
Учитель. А для чего нужны вежливые слова? (Они связывают нас друг с другом, укрепляют контакты. Приближают к радости человеческого общения.)
– Какие новые для вас правила речевого этикета вы узнали?
– Пригодится ли вам в жизни то, о чем вы сегодня узнали?
VIII.Оценки за урок
- IX. Домашнее задание (по выбору)
- Попробуйте написать правила речевого общения в стихах.
2.Составьте кроссворд по теме урока.
3.Подберите пословицы по теме нашего урока. - X. Подведение урока
Учитель. А закончить урок я хочу такими словами:
Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова-дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтобы их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.